Как выбрать башенный кран для строительства


Как выбрать башенный кран (ч. 1)

Б. Власкин

Выбор башенного крана не менее ответственное дело, чем, например, финансирование строительного объекта. От правильности выбора зависит не только объем потраченных средств (излишние затраты только по одному крану могут составить миллионы рублей), но и вся экономика стройки. Вопрос выбора крана чрезвычайно трудоемкий и сложный, так как существует огромное количество типов и исполнений. Сегодня в статье мы дадим лишь некоторые рекомендации, которые, надеемся, будут полезны читателям.

Прежде всего, выбор крана зависит от условий строительства. Для высотного строительства применяют специально разработанные башенные краны свободно стоящие или на анкерном основании с устройством самонаращивания башни крана и возможностью крепления башни к строящемуся зданию. Конечно, в этом случае, можно применять только башенные краны с верхним поворотом, т. е. с неповоротной башней.

Максимальная высота свободно стоящего крана (или крана на рельсовом ходу) грузоподъемностью (г/п) 8...10 т составляет до 70 м. Соответственно если строящееся здание выше 70 м, то выбирают кран на анкерном основании и крепящийся к зданию. И чем выше свободно стоящий башенный кран, тем больше затраты на усиление и утяжеление конструкции. Поэтому пристяжные краны, которые крепятся к строящемуся объекту по мере его роста, используют все чаще: их масса гораздо меньше, а зона их действия расширяется не посредством перемещения крана, что дорого и опасно, а за счет увеличения длины стрелы.

Для малоэтажного строительства можно выбрать как указанные выше типы кранов, так и любые другие в зависимости от условий и параметров строительного объекта. Большой популярностью пользуются гидравлические самораскладывающиеся краны, для обслуживания которых не нужны высотные лицензии и которыми может управлять один человек.

Монолитное домостроение в настоящее время применяется все чаще и, скорее всего, вытеснит панельное с рынка. Сейчас многие строительные компании при возведении монолитных сооружений используют стационарные бетононасосы вместе с гидравлическими самоподъемными раздаточными стрелами, что позволяет снять с башенного крана задачи по доставке бетона. Это позволяет выбрать более дешевый кран средней грузоподъемности 4...6 т. В этом случае самым тяжелым поднимаемым элементом (около 300 кг) будет щит опалубки максимального размера. Следовательно, надо выбирать кран заведомо большей грузоподъемности на максимальном вылете крюка – около 1000 кг. Естественно, что стоимость и энергопотребление крана меньшего типоразмера могут быть в несколько раз меньше. При этом появляется возможность сэкономить средства, достаточные для покупки бетононасоса, качественной опалубки, инструмента и т. д. Все это в сумме повышает эффективность строительства.

Если при монолитном строительстве выбрана технология заливки бетона «колокольчиком», основной характеристикой при выборе крана становится скорость, с которой он поднимет бадью с раствором на заданную высоту. Если скорость подъема будет низкой, раствор в бадье может затвердеть. При заливке бетона «колокольчиком» страдает не только качество строящейся монолитной конструкции. При этом снижается экономичность строительства из-за высокой стоимости тяжелого башенного крана, высокого энергопотребления, увеличиваются сроки строительства, быстрей изнашивается конструкция башенного крана из-за постоянного перемещения предельно тяжелых грузов.

Использование бетононасоса компенсирует все недостатки «колокольчика» и повышает экономичность монолитного строительства.

Панельное домостроение применяется в основном только в странах бывшего Советского Союза. Вдобавок к этому панельное строительство привязано к домостроительным комбинатам, а следовательно, крайне неэффективно на большом удалении от них. При панельном строительстве главным вопросом при выборе крана становится максимальная масса панельных конструкций, т. е. просто необходимы тяжелые башенные краны г/п 8...10 т, дорогие и с большим энергопотреблением.

К сожалению, зачастую определяющим обстоятельством для выбора крана являются редкие второстепенные погрузочные работы – разгрузка пачек арматуры массой 8...10 т или монтаж готовых тяжелых бетонных блоков, составляющих менее 1% от общего объема конструкции, а ведь их можно изготовить на месте, использовав современную опалубку. В данном случае выбор ошибочно делают в пользу тяжелых башенных кранов, и тогда страдает экономика стройки.

Конечно, покупатель при выборе крана рассматривает прежде всего его базовые технические характеристики: грузоподъемность, высоту подъема и дальность вылета стрелы, а также параметры, производные от базовых: грузоподъемность при максимальном вылете стрелы, скорость подъема груза, диапазон и скорость перемещения грузовой тележки, скорость поворота крана, высоту крепления крана к строящемуся объекту, энергопотребление. Важен и такой фактор, как простота монтажа и обслуживания крана.

При выборе крана учитывают и особенности его конструкции. Плоская стрела или стрела без оттяжек-вантов практически по всем параметрам уступает конструкции с оголовком. Плоская стрела удобна и эффективна только для башенных кранов малой и средней грузоподъемности (до 5 т). Для кранов большей грузоподъемности стрела становится очень тяжелой, крупногабаритной (3...4 м по высоте в основании) и требует предельного внимания со стороны крановщика при подъеме груза, поскольку изгиб такой стрелы в вертикальной плоскости может доходить до 3...4 м!

Эта конструкция к тому же очень чувствительна к наличию повреждений. На выбор покупателя также влияет наличие или отсутствие кабины. Башенные краны с маховой стрелой (без грузовой каретки) обычно очень дороги, оснащены более короткой стрелой и применяются редко. Если надо сделать выбор между кранами с оголовком башни и безоголовочными, следует учитывать, что оголовок усложняет монтаж крана, но возможность поднимать стрелу (есть не у всех кранов с оголовком) позволяет работать на более ограниченных рабочих площадках. Безоголовочные краны собираются быстрей, с ними проще и безопасней работать в пересекающихся зонах.

При выборе, несомненно, покупатель учитывает, новый кран или подержанный. Безопасность и специфика использования башенных кранов диктует необходимость использовать новые либо почти новые (2...5 лет) башенные краны, которые получают техническую поддержку производителя. Максимальный срок службы секции башенного крана в зависимости от марки стали составляет 10...18 лет. На практике это означает, что, если кран «моложе» данного срока, покупка подержанного крана может быть выгодной, поскольку с увеличением срока эксплуатации цена сильно падает. Однако при покупке б/у крана необходимо обращать внимание (помимо качества металла) на наличие сервиса и запчастей. Большинство производителей постоянно вносят изменения в конструкцию, поэтому чем старше кран, тем сложней найти запчасти, т. е. меньшая цена на кран б/у может обернуться простоями и небезопасной эксплуатацией, что в итоге обойдется намного дороже нового крана.

Второе обстоятельство не в пользу подержанного крана – это отсутствие информации об интенсивности предыдущей эксплуатации, ведь износ конструкции башенного крана зависит не от срока службы, а от количества выполненных рабочих циклов и массы груза. Приборы учета пока несовершенны и не содержат всей необходимой информации.

Сроки поставки оборудования также определяют выбор. Сейчас все известные европейские производители загружены заказами и предлагают большие сроки поставки. В зависимости от конкретного производителя срок этот составляет от 1,5...2 месяцев в несезонное время до 4...6 месяцев в разгар строительного сезона, а иногда и до года, поскольку серьезные строительные фирмы предпочитают покупать эффективное и качественное европейское оборудование, хотя оно несколько дороже отечественного и китайского. Кстати, у некоторых итальянских компаний сроки поставки различных моделей башенных кранов составляют от немедленного и до 2...3 месяцев.

Кроме того, на выбор покупателя влияет, нужен кран «навсегда» или на определенное время. Учитывая чрезвычайный спрос на такую технику в настоящее время, собственник башенного крана всегда в выигрышном положении. Даже если кран не будет занят на собственной стройке, его можно сдать в аренду. Обычно кран используется до исчерпания ресурса.

Серьезный покупатель обязательно рассматривает условия технической поддержки крана после приобретения. Как и любая другая строительная техника, башенные краны требуют быстрой информационной и технической поддержки производителя. Мировой опыт пока не знает лучшей схемы, чем сервисно-дилерская сеть без внутренней конкуренции. Большинство европейских производителей, заботясь о своей репутации, вкладывают большие средства в создание подобных сетей, чего пока нельзя сказать о китайских производителях башенных кранов, которых в одном Китае больше, чем во всем мире.

Чтобы избежать грубых ошибок и финансовых потерь при выборе башенного крана, надо глубоко вникнуть в тонкости данной техники или доверить это специалисту. Модель можно выбрать по сводной таблице характеристик на веб-ресурсе предприятия или, что проще и эффективнее, позвонить в офис представительства и проконсультироваться.

Следует учесть: очень часты случаи, когда с целью удешевления коммерческого предложения продавец исключает необходимые элементы конструкции крана, мотивируя это возможностью взять их в аренду, когда нужно, и т. п. Такая неполная комплектация может впоследствии существенно осложнить монтаж-демонтаж крана.

За рамками нашей статьи остался еще ряд серьезных аспектов выбора башенных кранов, которые мы рассмотрим в следующей публикации.

Редакция благодарит компании и представительства «Италтехимпорт» (СПб), ООО «Спецмаш» (Москва), Liebherr за помощь в подготовке статьи

os1.ru

Как подобрать башенный кран?

Самым простым ответом на этот вопрос будет рекомендация обратится к профессионалам –арендным и проектным организациям, инженеры которых подберут ту или иную модель в соответствии со спецификой Вашего объекта. Но проблема  в том, что очень часто проектные организации предлагают либо устаревшие энергоемкие отечественные модели, либо такие экзотические модели, найти которые не представляется возможным. Задачей же некоторых арендных компаний является предложить то что у них есть в наличии, а не то, что оптимально подойдет заказчику. А затем, после монтажа крана на объекте возникают нюансы.  «КранКомпани» придерживается той позиции, что подбор крана должен происходить в тесном диалоге с заказчиком, где окончательное решение принимается с учетом всех факторов, даже тех, которые не очевидны на начальном этапе строительства. Что определяет выбор крана?

Прежде всего, это размер (периметр) здания. Стрела башенного крана должна захватывать весь периметр здания. Если один кран «не справляется» ставится два и более кранов. Здесь важно установить краны таким образом, чтобы исключить возможность столкновения стрелы одного крана с башней либо стрелой другого, то есть, при наличии  зон совместной работы развести краны по высоте, и в плане. На количество кранов влияют также сроки строительства. Очень часто на объекты, где достаточно одного крана, для ускорения темпов строительства устанавливается два.

Высота возводимого здания влияет на необходимую высоту подъема груза краном. Обычно, высота подъема под крюком больше высоты здания на 6-10м. При выборе той или иной модели важно учитывать высоту свободного стояния башенного крана, т.е максимальную высоту, на которой можно эксплуатировать кран без крепления к конструкциям строящегося здания. Крепление (пристежка) крана к зданию весьма затратное мероприятие. Важно выяснить, как исполнитель планирует монтировать кран на проектную высоту, с помощью монтажного автокрана или с использованием монтажной обоймы. Есть ли монтажная обойма в наличии. Необходимость арендовать монтажную обойму у других организаций может привести к незапланированным простоям.

Необходимая грузоподъемность крана  зависит от метода строительства. При прочих равных, монолитное строительство (включая лестничные марши и шахты лифтов) подразумевает краны, грузоподъемностью 6-8 т (Potain MDT178, Liebherr 112, FMGru TLX1355, SAEZ TLS65-8). Важно, чтобы на рабочих вылетах поднимался бункер («банка») с бетоном. Если на объекте монолитного строительства используется бетононасос, то на максимальном вылете стрелы достаточно грузоподъемности 1-1.5т. Тут нам помогут башенные краны, грузоподъемностью 4-6т (Liebherr 90EC-B8, SAEZ S46,), либо, если позволяет высота здания, недорогие быстромонтируемые краны (Liebherr 40K, Potain GTMR336, FMGru RBI1035).

Строительство с использованием тяжелых сборных железобетонных изделий, металлических ферм требует более мощные башенные краны, грузоподъемностью 10-12т. (Terex-Comedil CTT231).

Кроме всего вышеперечисленного на выбор крана влияет  фактическое состояние объекта и прилегающих территорий, а именно: стесненность объекта, нахождение площадок складирования, бытовых помещений, наличие препятствий, находящихся в рабочей зоне крана, ограничения, наложенные контролирующими органами, владельцами различных сетей, подъездные пути и другие факторы.

КУПИТЬ БАШЕННЫЕ КРАНЫ Б/У

АРЕНДА БАШЕННЫХ КРАНОВ

МОНТАЖ БАШЕННЫХ КРАНОВ

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ БАШЕННЫХ КРАНОВ

Обратиться по телефону 8 (812) 406-81-68 Спб

Обратиться через электронную почту

Отправить онлайн-запрос

krancompany.ru

Как правильно подобрать кран для монтажа строительных конструкций

Выбор нужного автокрана для выполнения работ по монтажу конструкций, на стадии составления проекта организации строительства, во многом определяет дальнейшую последовательную цепочку выполнения работ.

Если известно, что существующие габариты сооружения не позволяют использовать грузоподъемные механизмы, имеющиеся в наличии или которые возможно арендовать в регионе за умеренную цену – то меняется технология выполнения работ.

В любом случае у человека, который занимается решением подобной задачи – имеется в виды выбор грузоподъемного механизма – под рукой должна быть необходимая информация:

- грузовые характеристики кранов;- габариты здания – длина, высота, ширина;

- возможность расчленения здания на отдельные захватки.

Исходя из имеющейся информации принимается решение о применения типа грузоподъемного механизма – это может быть:

- козловой или портальный краны;- башенные краны;- самоходные краны на колесном или гусеничном ходу;

- автомобильные краны.

Кроме типа крана учитывается так же возможность использования кранов с различными видами стрелы (имеются в виду самоходные и автомобильные краны) – такими как:

- простая решетчатая стрела;-простая решетчатая стрела со вставками;- простая решетчатая стрела с «гуськом»;

- телескопические стрелы.

Зачастую, когда возникает необходимость выполнения монтажа в зданиях имеющих значительные габариты в плане и не большую высоту – используются автокраны и самоходные краны – монтаж выполняется изнутри здания – «на себя». Т.е. самоходный кран находится внутри здания – монтирует конструкции вокруг себя и постепенно на выходе за пределы здания, закрывает захватку монтируя плиты перекрытия и стеновые ограждения – закрывая тем самым монтажный проем.

Для протяженных и высоких зданий удобней использовать башенный кран.

Для подземных сооружений небольшой ширины лучше подойдут козловые или портальные краны.

На сегодняшний день в связи с появлением большого количества высоко производительных автокранов, большой грузоподъемности и с большими вылетами стрел - выбор этого типа кранов стал более актуальным связи с их меньшей стоимостью. Виды задач, которые успешно решаются с помощью автокранов действительно многогранный: автокраны используются для строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Именно поэтому, правильный выбор при выполнении работ – задача первоочередной важности.

Итак определяемся, в нашем выборе самоходного крана(в том числе и автомобильного):

• Грузоподъемности крана – определяем по весу и габариту самой тяжелой конструкции здания – при минимальном и максимальном вылете стрелы; • Длина стрелы крана - вылет стрелы – вид стрелы – сможет ли автокран поднять груз; • Безопасны ли конструктивные характеристики автокрана – для обеспечения необходимых условий безопасности;

• Базовые габариты крана — сможет ли сама машина и ее рабочие органы свободно перемещаться в пределах рабочей зоны и главное безопасно;

Ну и для полноты картины необходимо иметь план и разрезы здания, а так же план строительной площадки в составе рабочего проекта.

По своим характеристикам автокраны могут иметь различные габариты, грузоподъемность (6 – 160 тн) и длину стрелы.

Стрела – важнейшая часть автокрана. Длина, вылет стрелы, возможности конструкции автокрана определяют возможность работы на разной высоте, с разными конструкциями. Вылет стрелы рассчитывается как расстояние от оси поворотной платформы до центра зева крюка. То есть, это проекция длины стрелы крана на горизонтальную ось. Это может быть расстояние от 4 до 48 метров. Конструкция стрелы состоит из нескольких секций, что позволяет работать на разных высотах. На сегодняшний день спросом пользуются телескопические стрелы на основе трех секций – они достаточно компактны, но при этом обеспечивают подъем груза на большую высоту. «Гусек» в настоящее время применяется достаточно редко.

Итак первым делом определяем места возможных стоянок автокрана – наносим точки стоянок на план(чертеж) строительной площадки, возле места предполагаемого монтажа;Проводим концентрические окружности от центра поворотной платформы на том же плане стройплощадки – меньшую (это минимальный вылет стрелы) и большую (это максимальный вылет стрелы) и смотрим что у нас попадает в «опасную зону». «Опасная зона» это площадка между большей и меньшей окружностью;Обращаем внимание на наличие в опасной зоне частей зданий и сооружений, линий электропередач, открытых рвов и котлованов;

Учитываем возможность подачи в зону монтажа технологического транспорта – панелевозы и т.д.

Рисунок 1.

Берем графическую информацию по грузовой характеристике крана и разрез здания. На разрезе здания отмечаем точку возможной стоянки крана и высоту поворотной платформы. От полученной точки в масштабе линейкой откладываем максимальную длину стрелы, которая обеспечит необходимую нам грузоподъемность. Грузоподъемность 75 тонного автокрана при максимальном вылете стрелы может составлять всего 0,5 тн. Не забываем учесть так же безопасную длину стропов (не более 90 градусов между стропами) и безопасное расстояние от стрелы до выступающих конструкций здания не менее 1 м.

Рисунок 2.

Если мы получаем требуемые параметры, то есть мы можем смонтировать нужную конструкцию в нужном месте - то на этом и останавливаемся. Если эксперимент не удался – меняем места стоянки. Если и это не помогло – тогда меняем кран. Чудес не бывает – задача однозначно имеет решения.

Грузовая характеристика автокрана «Челябинец» КС-65711-11 (для примера) – можно посмотреть Автокран Челябинец КС-65711-11 .

Как вариант подбора (если у вас грузовая характеристика в масштабе) – вырезаете (в этом же масштабе) – квадратик бумаги по размеру разреза здания и начинаете двигать его по диаграмме грузовой характеристики, добиваясь оптимального соответствия.

mechanic.krognet.com


Смотрите также