Как выбрать лодочный электрический мотор


Руководство по лодочным электрическим моторам

Удовлетворить потребности рыболовов в передвижении по водным объектам для поиска и ловли рыбы, где традиционные двигатели внутреннего сгорания не эффективны, призваны инновационные, экологичные, прогрессивные, бесшумные электромоторы.

Minn Kota Endura C2 30 — популярный экономный электромотор бюджетного класса

Электромотор – не замена топливному мотору, а надежный и вполне доступный помощник, с которым можно с легкостью маневрировать в трудных местах, на мелководье, небольших озерах и крупных водохранилищах без лишнего шума и вреда для экосистемы водоема.

Основные характеристики

Выбор модели электромотора будут определять характеристики, отличающиеся от привычных параметров при выборе двигателя на лодку или катер:

  • Тяга или тяговое усилие, которое развивает электромотор. Определяется в фунтах LBS. 1 LBS равен 0,453 кг. Необходимое значение тяги определяют по таблицам в зависимости от снаряженного веса лодки. Перемещение лодки водоизмещением 500 кг требует тягу в 30–33 фунта, а лодки водоизмещением 1000 кг — 45 фунтов. То есть зависимость не прямо пропорциональная.
  • Максимально потребляемый ток, А. Это ток, потребляемый при максимальной нагрузке. От этого показателя будет зависеть выбор емкости аккумулятора. От максимального потребляемого тока, емкости аккумулятора зависит время, которое будет работать мотор на максимальной нагрузке до глубокой разрядки аккумулятора.
  • Рабочее напряжение. Все как в автомобилях либо 12 В. либо 24 В.
  • Регулировка скоростей. Бывают моторы с плавной регулировкой скоростей, а бывают с переключением передач (2–5 вперед, 2–3 назад).
  • Масса мотора, кг. Зависит от величины тягового усилия, конструкции. Находится в пределах от 3 до 15 кг.
  • Длина дейдвуда, м. Позволяет подобрать мотор под любые условия эксплуатации от небольшой резиновой лодки до 7-метрового катера.

Управление

Управлять лодочным мотором возможно:

  • румпелем;
  • педалью, напоминающей пульт управления;
  • ручным пультом управления.

На румпеле традиционно располагается переключатель скоростей. Поворачиванием «ручки газа» осуществляется переключение передач скоростей. В некоторых моделях имеется плавная регулировка скорости (вариатор).

Телескопическая конструкция румпеля позволит настроить управление мотором как удобно рыболову. При управлении румпелем, может иметься также педаль для переключения скоростей, однако, управление направлением движения все равно осуществляется поворотом румпеля.

Ножное управление состоит из педали управления, соединенной кабелем с реечным рулевым механизмом. Конструкция позволяет управлять как переключением скоростей, так и направлением движения лодки.

Применение ножного управления требует наличие на полу плавательного средства свободного места, что непозволительно для лодки малого размера, где ручное управление целесообразнее. Но свободная рука, возможность управлять стоя ногой, когда вес тела на другой ноге, маневрировать при вываживании делает незаменимой ножную педаль.

Преимущества и недостатки

Электромоторы обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с двигателями внутреннего сгорания:

  • бесшумность моторов позволяет подойти к пугливой рыбе на близкое расстояние, наслаждаться звуками природы, а не тарахтением двигателя;
  • отсутствие вредных выбросов и использование топлива позволяют сохранить экологический баланс водоема;
  • поддержание постоянной скорости при троллинговой рыбалке, на реках с небольшим течением или на озерах; медленное передвижение по стоячему водоему позволяет спиннингистам постепенно облавливать перспективные места;
  • малый вес, позволяющий рыболову в одиночку справиться с мотором, и установить его на легкую резиновую лодку.
  • электромотор позволяет маневрировать в трудных местах, лучше идти на электромоторе, чем грести веслами в заросшем камышом водоеме;
  • легкий запуск мотора;
  • нет необходимости периодического технического обслуживания и консервации мотора на зиму;
  • малые габариты;
  • отсутствие эксплуатационных расходов (топливо, масла, свечи);
  • низкая стоимость; мотор, аккумулятор и зарядное устройство стоит в 2 раза дешевле бензинового двигателя.

Недостатки:

  • ограничение по максимальной скорости передвижения в пределах 10 км/ч;
  • бесполезность применения на реках с быстрым течением и сильном ветре;
  • не предназначен для длительных и дальних переходов по водоему;
  • привязанность к объектам электрической инфраструктуры для зарядки аккумуляторов;
  • наличие тяжелого аккумулятора (20–30 кг), который весит в 2 раза тяжелее самого мотора.

Где используются

Преимущества и недостатки электромоторов и определили специфику их применения. Электромоторы устанавливают на небольшие лодки (деревянные, пластиковые, резиновые, ПВХ) для рыбалки и прогулках на озерах, небольших водохранилищах, реках со спокойным течением, а также как вспомогательный мотор на больших лодках и катерах.

Используют электромоторы в следующих целях:

  • троллинг;
  • маневрирование на мелководных участках;
  • медленное передвижение на спиннинговой рыбалке;
  • подруливание;
  • перемещение по заросшим водоемам;
  • простая прогулка по водоему на лодке с семьей.

Чем отличаются электрические лодочные моторы

Электрические лодочные моторы отличаются основными характеристиками, системой управления, конструкции, которые определяют выбор того или иного мотора под конкретные задачи.

Величину тягового усилия мотора определяет размерность лодки и масса перемещаемого груза. Чем больше и тяжелее снаряженная лодка, тем большее тяговое усилие мотора требуется.

Управление лодочными электромоторами отличается:

  • по способу правления (румпель, педаль, дистанционное управление);
  • по количеству скоростей (до 5 передач);
  • по способу регулировки скорости (плавная регулировка, переключение передач);
  • наличию реверса вращения винта для включения задней передачи (в некоторых моделях реверс не предусмотрен и для заднего хода необходимо поворачивать мотор вокруг своей оси на 180 градусов).

Различают электромоторы по длине дейдвуда: от 600 мм до 1350 мм.

Виды

В зависимости от месторасположения электромотора на лодке различают:

  • Подвесные лодочные электромоторы, которые крепятся на транце лодки. Механизм крепления резьбовыми зажимами позволяет легко устанавливать и снимать электромотор на плавательное средство. Электромотор может устанавливаться рядом с основным двигателем.
  • Навесные лодочные моторы, которые крепятся на кавитационной плите основного подвесного двигателя. Маневрирование лодкой осуществляется управлением основного двигателя. Скорость и направление вращения винта осуществляется дистанционно.
  • Носовые (баковые) лодочные электромоторы, которые устанавливаются в носовой части лодок и катеров с жестким корпусом. Установка баковых моторов сложнее подвесных, и требует значительного места в носовой части. Крепятся на монтажную платформу.

Электромоторы бывают со встроенным аккумулятором и без него. Встроенные в мотор батареи обладают малой емкостью, меньшим весом, предназначены для непродолжительной работы (на 2-3 часа).

Переносные аккумуляторы, подразделяются на стартовые и тяговые батареи:

  • Стартовые аккумуляторы используются для запуска двигателя и не могут значительное время выдавать необходимый ток, поэтому им требуется постоянная зарядка. Полный разряд таких батарей быстро выводит их из строя. Данные аккумуляторы используются в автомобилях.
  • Тяговые аккумуляторы долго держат необходимый ток. Они не боятся глубокого разряда. Разряжаются батареи медленно и длительное время. Тяговые аккумуляторы служат в 5–6 раз дольше стартовых, но при этом стоят в 2 раза дороже стартовых. Для продления службы стартовых аккумуляторов необходимо не доводить его разрядку более чем на 50 процентов и постоянно подзаряжать. Вес данных батарей достаточно велик (до 30 кг), но они позволяют эксплуатировать мотор без подзарядки до нескольких суток.

Электрическая схема лодочного мотора

Схема электромотора проста. Электродвигатель находится в нижней части дейдвуда. В верхней части дейдвуда находится электронный блок управления, который отвечает за запуск, переключение скоростей, реверс вращения двигателя.

От блока управления идут провода к аккумулятору. Блок управления соединяется с двигателем посредством ноги-штанги (дейдвудом).

Как выбрать

Для выбора электромотора необходимо определить задачи, которые он призван решать, на какое плавательное средство будет устанавливаться, на каких водоемах будет использоваться, какую массу должен перемещать. В зависимости от тяги, длины дейдвуда, системы управления электромоторы используют на байдарках, надувных лодках, маломерных судах, катерах и корпусных лодках.

Для перемещения резиновых лодок, байдарок с общей массой до 500 кг используют моторы с тягой 30–35 фунтов. Для лодок и катеров необходимо иметь запас тяги в 45–50 фунтов. Установка на легкую лодку мотора со значительной тягой не имеет смысла. Прирост скорости будет незначительный.

Для легких лодок подойдут исключительно подвесные электромоторы, которые можно установить только на транец. Они просты и удобны в управлении, доступны по цене.

Для лучшего маневрирования катеров и лодок, имеющих жесткий корпус, целесообразнее выбрать носовые электромоторы. Они имеют большую функциональность (работа с GPS устройствами), набор управляющих устройств (румпель, педаль, дистанционный пульт), и в то же время высокую стоимость.

Для искушенных потребителей имеются электромоторы со светодиодными индикаторами, дейдвудом из композитных материалов.

Обзор популярных моделей

  • Электрический лодочный мотор ЭПЛ-2-У5 – представитель отечественных электромоторов. Приведет в движение двухместную лодку длиной до 4 метров и водоизмещением до 300 кг. Мотор прост и надежен в эксплуатации. Требуется аккумуляторная батарея емкостью не менее 42 А*ч. Масса 6,8 кг, тяга 40 Н. Стоимость 3000 рублей.

Цена — 3000 рублей.

  • Линейка моторов Moratti Buddy 30/34/44/54 функциональные троллинговые электромоторы с телескопическим румпельным управлением. Предназначены для перемещения лодок до 4 метров, грузоподъемностью от 300 до 1200 кг. Имеют 5 скоростей вперед и 2 назад. Стоимость в зависимости от тягового усилия от 7000 до 17000 рублей.

Цена — 7000-17000 рублей.

  • Yamaha M20 предназначен для лодок ПВХ. Имеется регулируемый кронштейн для крепления к транцу, эргономичный румпель, защита от перегрузки двигателя в случае зажима винта, светодиодный индикатор разряда батареи. Тяга 49 LBS (20,8 кг), грузоподъемность лодки 1300 кг, переключение скоростей (5 вперед/3 назад), потребляемый ток 41 А., масса 12,3 кг – солидный набор характеристик от именитого бренда. Стоимость мотора в районе 38000 рублей.

Цена — 38000 рублей.

  • Электромотор Intex 68631 предназначен для лодок грузоподъемностью 600 кг. Имеет регулируемый румпель, кронштейн, встроенный счетчик уровня заряда батареи, 8 скоростей (5 вперед /3 назад). Масса мотора 6,2 кг, тяговое усилие 30 LBS, номинальный ток 21 А. Стоимость в пределах 7000 рублей.

Цена — 7000 рублей.

myownship.ru

Электромотор для лодки пвх — плюсы и минусы

Надувные лодки из ПВХ – одно из самых распространённых средств передвижения по воде среди рыбаков. Вёсла – вёслами, а большие расстояния в любом случае лучше проходить под подвесным мотором. И тут, как водится, появляются вопросы на тему – какой двигатель лучше, что выбрать — бензиновый или электрический двигатель.

Плюсы и минусы электрических подвесных моторов

К преимуществам электромоторов можно отнести:

  1. Малый уровень шума. По сравнению с работой бензиновых двигателей, электрические работают во много раз тише, даже практически бесшумно.
  2. Плавность хода. Агрегаты, работающие по электрической схеме, дают возможность получить стабильное количество оборотов в любых режимах. Это тоже очень полезно для рыбаков, когда необходимо медленно передвигаться по воде.
  3. Лёгкий вес. Небольшие стандартные габариты и лёгкость, сразу дали возможность использовать подвесные моторы в комплекте с лодками ПВХ. Это облегчает их транспортировку и не является лишним грузом для плавсредства.
  4. Надёжность. Отсутствие большого количества деталей, по сравнению с бензиновыми собратьями, даёт электромотору преимущество в сроках бесперебойной эксплуатации.
  5. Практичность. Двигатели не имеют сложной настройки и позволяют легко ими управлять.
  6. Экологичность. Пожалуй, один из главных факторов нашего времени. Отсутствие вредных выбросов даёт возможность применять лодку с мотором на электрической тяге без засорения окружающей среды.
  7. Использование аккумуляторов.
  8. Удобство зарядки. Зарядить и привести подвесной мотор в готовность к использованию не составляет труда. Зарядку можно осуществлять от стандартных источников питания.
  9. Цена. Сравнительно небольшая стоимость этих устройств является неоспоримым достоинством, дающим возможность пользоваться ими всем без исключения.

Некоторые рыбаки используют электромоторы в качестве дополнительных к бензиновым.

К недостаткам электрических подвесных двигателей относятся следующие:

  1. Низкая мощность. Этот параметр ограничен небольшими габаритами моторов. Соответственно лодки с электродвигателями хоть и имеют неплохую скорость, но всё же им далеко до бензиновых аналогов.
  2. Малая автономность. Электромотор позволяет лодке двигаться в течение трёх — пяти часов. Можно увеличить этот срок, уменьшая обороты, во время эксплуатации возрастет совсем незначительно.
  3. Невозможность зарядить аккумулятор в полевых условиях. Проблема с зарядкой элементов питания для электродвигателя является, пожалуй, самым большим недостатком такого устройства. Находясь вдали от населённых пунктов, невозможно пополнить запасы электроэнергии. Автомобильного генератора для этого недостаточно.

Конструкция и особенности электрических моторов

Современный подвесной электродвигатель состоит из следующих частей:

  1. Электросхема управления. Она находится в верхней части всего устройства. Обычно совмещена с румпелем. Румпель в большинстве случаев имеет телескопическую ручку, для удобства настройки. Это позволяет производить контроль за всеми режимами работы двигателя без особых усилий. Блок управления даёт возможность переключать обороты двигателя. Чаще всего такие моторы имеют 4-5 скоростей, рассчитанных на движение вперёд и 2-3, работающие в режиме реверса.
  2. Сам мотор. Он находится в нижней, подводной части. Особенность всей конструкции – вал гребного винта непосредственно связан с валом ротора. Он как бы является его продолжением. Такое сочетание исключает использование большого количества передаточных деталей и доводит устройство до предельной простоты. Такая конструкция позволяет намного увеличить сроки эксплуатации. Износу подвергаются только токосъемные щётки, которые несложно заменить.

Соединение мотора с электроникой осуществляется при помощи штанги, которая, в свою очередь, обладает полезными достоинствами.

Такие штанги изготавливаются из специальных, гибких материалов, которые не позволят приспособлению получить сильные повреждения при соприкосновении с препятствиями под водой. И к тому же они имеют возможность регулироваться по глубине погружения. Такая особенность даёт преимущество при движении лодки по мелководью.

Запуск производится нажатием на тумблер, что также выводит электромоторы вперёд от топливных. Управление переключением скоростей может достигаться не только ручным, но и ножным способом. Ножное управление даёт рыбаку целый ряд преимуществ. Руки остаются всегда свободными.

Принцип действия такого устройства основан на работе реечного механизма, который подсоединяется к педали кабелем. Он позволяет, нажатием ноги, менять направление движения лодки, а также переключать скорости. Удобство ещё и в том, что такое управление можно осуществлять с любого места лодки.

Фирма Minn Kota пошла в этом направлении дальше. Некоторые модели электродвигателей с ножным управлением получили в своё распоряжение дистанционный беспроводный пульт.

Теперь управлять лодкой стало возможно при помощи небольшого блока, который можно прикрепить даже к удочке и свободно контролировать и изменять все движения лодки. Также для управления лодкой можно стало использовать новейшие системы AutoPilot, Sonar и i-Pilot.

Как выбрать электромотор для лодки

Перед покупкой электромотора для лодки, необходимо чётко определиться в каких условиях будет использовано это устройство. Многие двигатели рассчитаны на эксплуатацию только в пресной воде. Работа таких моторов в условиях моря может уменьшить срок их надёжной работы и даже привести к выходу из строя.

Мощность является одним из важных критериев. Зависит она от длины надувной лодки и её грузоподъёмности. Чем тяжелее лодка, тем больше мощность должна быть у электромотора.

Скорости у лодок с электромоторами примерно одинаковые – от 5 до 7 км в час, а вот переключение скоростей отличается. Плавное переключение даёт возможность точнее подобрать необходимую скорость, но имеет более сложную схему. Это делает её менее надёжной, чем у моторов с дискретным переключением скоростей.

Также следует обратить внимание на вес самого электромотора. Этот фактор будет немаловажен при транспортировке и установке двигателя на лодку. Обычно популярные модели весят от 5 до 12 кг.

Внимательно нужно отнестись к энергопотреблению электромотора. Самая хорошая модель может уступать в этом качестве более дешёвой.

Как поймать больше?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.

Популярные модели моторов

На сегодняшний день очень трудно сказать, какой именно электроагрегат для лодок ПВХ является самым популярным.

Самое большое применение среди рыбаков и отдыха на воде нашли силовые агрегаты следующих фирм:

Minn Kota.

Flover.

Haswing.

Yamaha.

Mercury MotorGuide.

Порядок расположения по объёмам продаж

Все представленные выше компании имеют в своём ассортименте богатый выбор подвесных электромоторов, которые можно подобрать на любой вкус, учитывая персональные возможности покупателей.

Далее будут приведены наиболее распространённые модели и их приблизительные цены на сегодняшний день.

Американская фирма лидирует на отечественном рынке электромоторов для лодок:

  1. Endura 30 C2 по популярности оставил далеко позади всех своих конкурентов. Особенностью является надёжность и долгое время использования. При экономном режиме одного заряда аккумулятора хватит на 20 часов эксплуатации. Цена – 14400 рублей и выше в зависимости от увеличения мощности и возможности применять на более тяжёлых лодках.
  2. Endura Max 40, самая дорогая модель, стоит 29300 р.
  3. Edge. Самые простейшие в своей серии. В то же время, они являются идеальными для использования в любых условиях. Оснащаются двумя видами винтов. Отличаются универсальными возможностями по оснащению разными видами управления. Edge 45 имеет цену 56400 р. И самая дорогая модель – Edge 70 оценивается в 77000 рублей.
  4. Traxxis 45. Эти моторы по-своему уникальны возможностями быстро складываться. Traxxis 45 стоит 35800 р. А более мощный Traxxis 55 – 37000 р.
  5. Maxxum. Такие двигатели защищены от повреждений при столкновении с подводными препятствиями. Цены от 55000 рублей.
  6. RiptideSP, RiptideSPи новейшая модель Ulterra представляют собой полное совмещение механики и электроники самого высокого уровня. От автоматического подъёма и спуска мотора в воду, до управления при помощи современнейшими системами навигации. Цены от 25000 до 80000 рублей.
  7. Flover. Корейцы идут по протореному пути. Они хорошо используют копии с моторов других производителей. Но тем не менее электромоторы Flover имеют хорошие характеристики и при этом привлекают покупателя низкими ценами. Наиболее распространённые электромоторы:
  8. Flover 33F. Самые простые функции, которых достаточно для использования на небольших плавсредствах. Цена – 12000 рублей.
  9. Flover 40TG. Индикация заряда аккумулятора и быстрая установка на лодку – главные особенности этой модели. Цена – 16600 р.
  10. Flover 50TG. Мощность доходит до 0,82 л. с., что позволяет передвигать полуторатонную лодку со скоростью 7 км в час. Цена – до 20000 р.
  11. Flover 55TGS. Это флагманская модель. Цена – от 25000 р.
  12. Haswing. Наверное, самые недорогие двигатели для надувных лодок. Отличаются простотой и надёжностью. Небольшое энергопотребление позволяет на одной зарядке проплыть более двадцати километров. Российский рынок предлагает следующую продукцию этой фирмы:
  13. Osapian 30. Цена этого мотора говорит сама за себя – 6500 рублей.
  14. Osapian 55. Вес 8.5 кг. Цена – около 8000 р.
  15. Yamaha. Эта фирма не нуждается в особом представлении в мире моторов. Она также легко освоила выпуск подвесных электродвигателей для лодок с присущим ей японским качеством.

Сегодня можно приобрести следующие модели:

  1. YamahaМ12. Электромотор защищён от перегрузок при защемлении винта. Низкий уровень шума. Цена – 29000 рублей.
  2. Yamaha М20. Удобное управление рукояткой, которая выдвигается на 15 см. Цена – 39000 р.
  3. Mercury MotorGuide. Эта фирма занимается электромоторами с середины двадцатого века. Надёжность и качество – вот её девиз. Дальше представлены цены на наиболее распространённые модели:
  4. MotorGuideR3-30. Самая простая и недорогая модель своего класса. Цена – 8000 рублей.
  5. MotorGuide VariMax 40 HT 30. К особенностям этого электродвигателя можно отнести трёхлопастной винт и дисплей, позволяющий отслеживать разряд аккумулятора и скорость передвижения. Цена – 20000 р.
  6. MotorGuide VariMax 55 HT 42. Скорость меняется плавно. Обладает увеличенной мощностью. Цена – до 30000 рублей.

Как изготовить электромотор самостоятельно

Основная сложность при самостоятельном изготовлении мотора может возникнуть с выбором силового агрегата. Моторы постоянного тока, находящиеся в быту, редко отвечают необходимым условиям.

Требуемые параметры мотора:

  1. Работа от источника постоянного тока напряжением 12 вольт.
  2. Продолжительная эксплуатация без перегрева.
  3. Приличная мощность, не ниже 150 ватт.

Оптимальным вариантом для самодельного изготовления двигателя на электротяге является обыкновенный перфоратор мощностью более 200 ватт.

Материалы, которые понадобятся для изготовления:.

  1. Струбцина. 2 шт.
  2. Кусок квадратной трубы. 25 на 25 мм.
  3. Редуктор. 2 или 1, в зависимости от расположения мотора.
  4. Кусок водопроводной трубы.
  5. Кусок трубы большего диаметра.
  6. Подшипник. 2 шт.
  7. Металлический пруток.
  8. Лист металла. 5-8 мм.

Сборка

Прежде всего необходимо обеспечить будущему двигателю возможность поворачиваться в двух плоскостях. В вертикальной – для подъёма винта над водой и защите от столкновения с подводными препятствиями. И горизонтальной – для возможности осуществлять управление.

Водопроводная труба, которая служит в качестве дейдвуда, отрезается на необходимую длину. Нужно учитывать подводную и надводную части. К заднему транцу лодки она крепится следующим образом.

Струбцины соединяются между собой параллельно при помощи квадратной трубы на расстоянии примерно 200 мм. Это делается при помощи сварки. Из листа железа вырезается два треугольника со сторонами 10 см. В одном из углов каждого треугольника сверлится отверстие диаметром 10 мм.

Треугольник приваривается к куску трубы, которая по диаметру немного больше, чем водопроводная. Другой треугольник соединяется при помощи сварки с квадратом на струбцинах. Оба треугольника между собой будут соединены винтом с гайкой. Необходимо, чтобы вся конструкция имела свободную подвижность.

Водопроводная труба вставляется в отрезок трубы, которая уже соединена с креплением на нужное расстояние. С двух сторон на неё одеваются подшипники, фиксируя её на отрезке большей трубки. Внутренние кольца подшипников привариваются к дейдвуду. Внешние – к отрезку трубы большего диаметра.

Таким образом, получается подвижность в горизонтальной плоскости. Редуктор используется от перфоратора.

Пруток соединяется с валом редуктора посредством сварки или муфты. На другой, выходной вал редуктора крепится винт, который вырезан из листа металла. Форма и размеры подбираются опытным путём. Вал вставляется в дейдвуд. Редуктор надёжно приваривается к концу водопроводной трубы. Подвеска готова.

В верхней части дейдвуда закрепляется мотор, который соединяется с валом. Установка мотора может быть вертикальной. Также можно применить горизонтальное соединение, но это потребует второго редуктора и усложнит всю конструкцию.

В качестве румпеля служит кусок всё той же водопроводной трубы, который крепится к основной в горизонтальном положении с помощью сварки. Это всего лишь небольшой пример самостоятельного изготовления лодочного мотора. Вариантов может быть большое количество.

Установка мотора

На резиновые лодки подвесные электромоторы могут быть установлены в двух вариантах: стандартном – на кормовом транце, или на носу. При установке мотора на надувную лодку нужно учитывать следующие условия. Кормовой транец должен быть надёжно соединён непосредственно с корпусом.

При этом он должен обеспечивать необходимую высоту крепления антикавитационной пластины. Гребной винт должен постоянно находиться под водой на такой глубине, чтобы при волнении он не вылетал на воздух. Сильное заглубление увеличит нагрузку на мотор и создаст дополнительное трение о воду, что тоже снизит КПД.

Второе условие – антикавитационная пластина должна давать возможность валу гребного винта всё время быть в параллельной плоскости с водой. Этот параметр достигается посредством регулировки и достигается при помощи тех описания к каждому отдельному двигателю.

Для удобства и скорости присоединения электромоторов к лодке почти все они оснащаются креплением в виде струбцины. Это даёт возможность надёжно установить устройство в кратчайшие сроки.

Правила эксплуатации электромотора

Во время использования электромотора на надувной лодке не следует забывать некоторые правила:

  1. Если электромотор не оснащен механизмом плавного увеличения скорости, нельзя резко включать максимальную. Это может повлечь за собой перегрузку двигателя и быстрый разряд батареи.
  2. При подходе к берегу следует плавно переходить на более низкую передачу.
  3. Не стоит давать возможность винту цепляться за дно или другие препятствия. Это может вывести весь мотор из строя.
  4. Необходимо постоянно следить за состоянием аккумулятора.

Блиц-советы

  1. После возвращения с рыбалки, каждый раз необходимо снимать двигатель и тщательно его вычищать. Где необходимо – провести смазку.
  2. Если мотор работает неравномерно, нужно немедленно прекратить его эксплуатацию и обратиться к специалисту. Возможно подгорание обмотки электродвигателя.
  3. Желательно всегда иметь запасной аккумулятор даже меньшей мощности. Это позволит дойти до берега в случае полного разряда основного.

prostokaras.com

Как выбрать хороший и недорогой электрический лодочный мотор — практические советы

Насколько целесообразно использование электрического лодочного мотора, зависит от специфики эксплуатации плавсредства, его технических характеристик (в первую очередь, габаритов и массы) и ряда других факторов. Но то, что электрический двигатель во многих случаях благодаря своему небольшому весу, бесшумности, хорошей управляемости, плавности хода предпочтительнее (например, на рыбалке, охоте) – с этим спорить никто не станет. А то, что он гораздо дешевле (от 6 650 рублей) – дополнительный аргумент в пользу такого выбора.

Из этой статьи читатель узнает, на что следует обратить внимание, чтобы выбрать действительно надежный электрический лодочный мотор.

Применительно к электрическим моторам этот параметр выражается не в привычных «лошадках», а в тяговом усилии. Хотя в документации на некоторые модели обозначается предельный вес плавсредства, для которого подходит данный эл/двигатель. В этом случае все понятно – необходимо лишь определить суммарную массу лодки, пассажиров, перевозимой оснастки, включая АКБ и сам мотор.

Если же его тяговое усилие обозначено конкретными величинами (в кг или фунтах), то для определения оптимальной мощности пригодится следующая таблица.

Масса лодки (суммарная, в т) Достаточная тяга мотора
кг lb
0,5 13,5 30 – 32
0,6 15,5 33 – 35
0,7 16,8 37,5
0,8 18 40
1,0 20,5 46
1,2 25 56

Приобретать же более мощный лодочный эл/двигатель бессмысленно. Во-первых, он не предназначен для глиссирования и чаще всего используется как дополнительный. Во-вторых, даже значительное увеличение численного значения этой характеристики на скорости практически не отражается. Прибавка если и будет, то мизерная. Следовательно, получится так, что деньги на более мощный (и дорогой) лодочный мотор потрачены зря.

Электрические параметры двигателя

  • Питающее напряжение. Вариантов немного (в В) – 12 или 24.
  • Потребляемый ток (в А). Подразумевается его величина на предельном режиме работы лодочного мотора. С одной стороны, зачем на это обращать внимание, если известны и мощность, и напряжение? Ведь закон Ома никто не отменял. Дело в том, что чем больше Imax, тем быстрее разряжается АКБ. Поэтому при покупке эл/двигателя придется выбирать его наиболее приемлемую модель, сопоставляя указанные параметры с характеристиками лодки, спецификой ее эксплуатации и предназначением мотора (основной он или резервный).

Вес эл/двигателя (кг)

Тоже ничего сложного. Для небольшой лодки из ПВХ или резины придется выбирать сравнительно легкий мотор (3 – 7), а для других модификаций плавсредства подойдут и более массивные образцы (до 15).

Особенности управления

Скорости

  • Количество: передняя передача – от 2 до 5, задняя – 2 или 3. Кстати, реверс предусмотрен не на всех моделях лодочных моторов. При выборе эл/двигателя на это следует обратить особое внимание. Иначе при необходимости дать задний ход мотор на лодке придется переустанавливать (поворачивать).
  • Способ включения: плавный или традиционный, ступенчатый.

Специфика управления

  • Румпелем. Такой вариант более подходит для малоразмерных лодок. Практически как у мопеда – ручка газа, совмещенная с «рулем» лодки, одновременно служит переключателем скоростей. Румпель представляет собой телескопическую конструкцию, поэтому его несложно «подогнать» под параметры плавсредства так, как удобнее пользователю.
  • Педалью. По сути, это уже не ручное, а ножное управление. Минус такого электрического мотора в том, что он подойдет не к каждой лодке. Педаль размещается на ее днище, следовательно, для нее нужно свободное пространство. Для малогабаритного плавсредства, в котором стесненность чувствуется во всем, не лучший выбор. Но есть и существенный плюс (особенно в процессе охоты на водоплавающих или на рыбалке при вываживании крупной особи) – руки всегда свободны, так как одновременно педаль не только регулирует режим работы мотора, но и позволяет изменять направление движения лодки.

Способ установки электрического двигателя

  • Носовые моторы. Применение этих модификаций ограничено, так как их можно выбирать только для плавсредств с жестким корпусом. Для лодок резиновых, из ПВХ – не вариант.
  • Навесные. Их можно использовать лишь в качестве резервных, совместно с основным бензиновым мотором, так как они фиксируются на его кавитационной плите.
  • Подвесные модели. Наиболее популярная модификация электрического мотора. Благодаря резьбовым зажимам он легко устанавливается (и снимается). Место – на транце. При наличии бензинового двигателя – рядом с ним.

Что учесть при выборе мотора

  • Специфику водоема. Электрический лодочный мотор малопригоден для использования на море или в сильно загрязненной воде. Соль, мелкие фракции (песчинки, ил) резко снижают срок его пригодности. Следовательно, частый ремонт, поиски комплектующих, мастера должной квалификации и так далее. Поэтому, прежде чем выбирать для лодки электрический мотор, нужно тщательно проанализировать все «за» и «против».
  • Погодные условия. Эл/двигатель эффективен лишь на спокойной воде. Даже небольшое течение, порывы ветра (а значит, волна) делают его абсолютно бесполезным, особенно если он маломощный. Для эксплуатации в какой местности выбирается лодочный мотор? Этот нюанс также не стоит упускать из внимания.
  • Особенность эл/питания. В продаже есть лодочные моторы со встроенной батареей. С одной стороны, это гораздо удобнее, чем дополнительно помещать в лодку АКБ, причем довольно тяжелый. Но при выборе эл/двигателя в такой комплектации нужно понимать, что емкости мини-аккумулятора хватит максимум на 2,5 – 3 часа. Где в полевых условиях произвести подзарядку? Другое дело, если озеро, пруд, речка недалеко от дома. На одну рыбалку может быть и достаточно.

Советы:

  • Как правило, любители охоты, рыбалки, имеющие собственные лодки, знакомы (хотя бы поверхностно) друг с другом. Прежде чем выбирать электрический мотор, нелишне поинтересоваться, оснащено ли их плавсредство эл/двигателем. Если да, то что это за модель, давно ли эксплуатируется, как себя зарекомендовала? По отзывам можно составить определенное мнение о целесообразности покупки того или иного лодочного мотора.
  • При выборе аккумулятора к лодочному мотору нужно учесть, что все АКБ подразделяются на стартовые и тяговые. В данном случае необходимо приобретать батарею второй группы. Стартовые модификации для движения не подходят – только для запуска бензинового двигателя.

Краткий обзор недорогих электрических моторов

Стоимость указана ориентировочная, в рублях РФ.

ЭПЛ-2 (серия У5)

Мотор от отечественного производителя. Его достаточно для двухместной лодки общим весом 300 кг и длиной 3,5 – 4 м. Цена – 2 990.

Yamaha (модель M20)

Бренд свидетельствует о высоком качестве двигателя. Мотор подвесной, с румпельным управлением; тягового усилия вполне хватит для габаритной лодки в 1,3 т; количество скоростей (5пер/3зад), вес – 12 кг. Цена – 37 880.

Intex (серия 68631)

Неплохой электрический мотор для небольших лодок массой не более 600 кг. Телескопический румпель, индикатор заряда АКБ, 8 скоростей (5 и 3). Цена – 6 980.

Moratti Buddy (серии от 30 до 54)

Максимальная грузоподъемность лодки – 1,2 т (54 модель), минимальная – 0,3 (30). Семь скоростей (5 и 2), с румпельным управлением. Стоимость моторов зависит от модификации – от 6 800 до 16 780.

Удачной покупки, уважаемый читатель!

electroadvice.ru


Смотрите также