Как выбрать толщиномер


Толщиномер лакокрасочного покрытия. Как выбрать?

Подавляющее большинство технических изделий и строительных конструкций покрывают лакокрасочными покрытиями (ЛКП). Это делается, конечно, и для внешней привлекательности, но основная цель заключается в том, чтобы увеличить срок службы объекта. Технологическая документация содержит указания о необходимой толщине красочного слоя, следовательно, этот параметр должен контролироваться. Металлические конструкции при эксплуатации подвержены коррозии, что опять-таки требует периодического контроля толщины слоя ржавчины. Для измерения толщины плёнок или слоёв различных материалов неметаллического происхождения служат специальные приборы — толщиномеры. Чтобы правильно выбрать толщиномер лакокрасочного покрытия, нужно ознакомиться с ассортиментом и классификацией данных устройств. О принципах работы, как пользоваться, на что обращать внимание при выборе прибора — попробуем рассказать в этой статье.

Области применения толщиномера

Рассматриваемый прибор измеряет толщину слоя неметаллических оболочек, покрывающих или обволакивающих металлическую или иную основу. Таковыми являются материалы технического происхождения:

  • краски, лаки;
  • грунтовка, шпаклёвка;
  • стекло, резина, полимеры.

Или природного, например — отложения ржавчины, соли.

Рассмотрим основные сферы использования этого измерительного устройства.

Строительная отрасль

Металлические конструкции зданий и сооружений требуют периодического осмотра и контроля над состоянием плёнки лакокрасочного слоя и динамикой коррозии. В качестве примера можно привести фермы металлических мостов, каркасы высотных сооружений, грузоподъёмные краны. При экспертном обследовании последних проверяют степень коррозионного износа наиболее опасных зон коррозии, указанных в технической документации, с помощью методов неразрушающего контроля.

Судостроение и эксплуатация морского и речного транспорта

Речные и особенно морские суда в наибольшей степени подвержены коррозии. Контроль состояния корпуса, особенно подводной части, обеспечивает повышение срока жизни корабля, который определяется главным образом коррозионным износом. Здесь также широко используют толщиномеры.

Автоиндустрия

Автомобильная отрасль и все, что связано с дальнейшей жизнью автомобиля — ремонтный сервис, рынок вторичных продаж — являются наиболее массовым потребителем измерителей толщины для ЛКП. Ведь стадо легковых автомобилей планеты уже пять лет назад перевалило за 1 миллиард. Подавляющее большинство измерительных приборов, находящихся в продаже, находят своего покупателя как раз среди людей, связанных с автомобилем. Это работники технического сервиса, окрасочных пунктов, профессиональные перекупщики. Нередко покупают толщиномер будущие покупатели автомобиля с пробегом, подходящие к покупке во всеоружии, ставящих целью купить авто с хорошим прошлым.

Виды и принцип работы устройств

Магнитный тестер

Самое простое и дешёвое устройство, внутри которого находится постоянный магнит, соединённый со стрелкой. Работает без батарейки, реагирует только на ферромагнитные материалы (содержащие железо). Чем тоньше слой краски, тем сильнее притягивается к поверхности магнит, и больше перемещение стрелки. К сожалению, тестер обладает недостаточной точностью измерения (±10%).

Электромагнитный толщиномер

Этот прибор более сложный и дорогой. Источник питания создаёт электромагнитное поле, которое замыкается металлом поверхности (явление магнитной индукции). Сила взаимодействия ослабевает с увеличением толщины диамагнитного слоя, что приводит к изменению сигнала.

Вихретоковый измеритель толщины

Принцип действия устройства основан на том, что переменное магнитное поле создаёт на поверхности проводящего материала, не обладающего магнитными свойствами, вихревые токи (токи Фуко), величина которых зависит от толщины изолирующего слоя. Приборы предназначены для алюминиевой основы измеряемого покрытия.

И самый дорогой толщиномер — ультразвуковой

Работает по принципу эхолота — фиксирует время прохождения прямого и отражённого сигнала. С увеличением толщины красочного слоя задержка в прохождении сигнала увеличивается. Эти приборы могут работать со всеми материалами, даже с неметаллическими — пластмассой, например. Обладают самой высокой точностью измерения, доходящей до 3%.

Несколько рекомендаций по выбору

Итак, получено некоторое представление о том, как устроен и работает толщиномер лакокрасочного покрытия. Как выбрать девайс, рассказывается в этом разделе. По умолчанию считаем, что речь идёт о приборе для измерения толщины автомобильного ЛКП.

  • Выбирая измерительный прибор, нужно определиться — для каких целей вы будете его использовать. Если это профессиональная деятельность: ремонт и окраска автомобилей, экспертно-оценочные услуги, вторичный рынок дорогих автомобилей, — потребуется чувствительный, точный прибор, обладающий достаточным количеством функций. Он может быть специализированным, для металла — электромагнитного, для алюминия — вихретокового типа, или универсальным — ультразвукового типа. Такой девайс (последний в особенности) стоит, естественно, не один десяток тысяч.
  • Для остальных достаточно будет бюджетного устройства. Алюминий в конструкции автомобиля встречается не так часто, поэтому выбор сужается до приборов магнитного и электромагнитного типов. Не забывайте о том, что приборы отличаются между собой измеряемым диапазоном и точностью измерения.
  • Обратите внимание — при какой температуре допускается использование устройства, устраивает ли вас этот параметр.
  • Наконец, габариты и форма девайса. Компактный приборчик, напоминающий брелок, позволит вам сделать необходимые измерения, не привлекая толпу любопытных. Самым незаметным и дешёвым являются магнитные индикаторы, формой напоминающие маркер или авторучку. Точно определить толщину покрытия им, конечно, не под силу, но выявить толстый слой шпаклёвки он в состоянии.

Совет: можете взять толщиномер в аренду — стоимость услуги около 300 рублей в сутки. Правда, придется внести залог — 3 тысячи рублей. При покупке подержанного автомобиля некоторые салоны предлагают прибор напрокат прямо на месте.

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей

Измерить толщину слоя краски проще простого: приложил прибор сенсором к поверхности, нажал кнопку — видишь результат. А теперь — несколько подробнее.

После покупки устройства нужно проверить заводские настройки. Они могут быть сбиты во время транспортировки или хранения. Для этой цели производитель обычно прикладывает в комплекте калибровочную пластину или шайбу, на которую нанесён слой покрытия определённой толщины. Калибровка девайса заключается в измерении этого слоя и сравнения результата с указанной на эталоне величиной. Если цифры отличаются, с помощью установочных кнопок добейтесь их совпадения.

Порядок действий (каждый прибор имеет инструкцию по применению):

  1. Включите прибор соответствующей кнопкой. При этом сенсор не должен контактировать с измеряемой поверхностью. Если это все же произошло, настройки могут сбиться. Подождите некоторое время — в некоторых устройствах они самовосстанавливаются. В противном случае откалибруйте прибор заново.
  2. Настройте прибор на измеряемую толщину покрытия. Установка по умолчанию максимально широкого диапазона снижает точность измерения. Верхнюю границу рекомендуется задать с запасом на 100–200 мкм. То есть, измеряем паспортную толщину покрытия, равную 150 мкм, — верхнюю границу следует установить в 300 мкм.
  3. Приставьте сенсор вплотную к автомобильной кузовной детали.
  4. Нажмите пусковую кнопку.
  5. Дождитесь появления индикации или цифрового отображения. У некоторых моделей это может происходить с задержкой.
  6. Если прибор не обладает функцией памяти — запишите результат.
  7. Замеры производить по каждой детали не менее чем в трёх-пяти местах, после чего нужно вычислить среднее арифметическое значение.
  8. Таким способом измеряют последовательно все детали, двигаясь по кругу.

Толщина ЛКП для различных авто находится в диапазоне от 60 до 180 мкм, перекрашенных деталей — 160–200, а перекрашенных по шпаклёвке — свыше 300 микрон. Заводская окраска имеет отклонения по толщине 15–20 мкм (в пределах одной детали). Если в некоторых местах эти отклонения в два — три раза больше, это означает, что автомобиль перекрашивали, а при толщине ЛКП большей 200–300 мкм — предварительно шпаклевали.

Примечание: перед измерением нужно заранее установить паспортные данные толщины покрытия для каждой детали конкретного автомобиля. Дело в том, что одни модели авто окрашивают примерно с одинаковой толщиной лакокрасочного покрытия всех деталей, а у других они могут отличаться. К примеру, не у каждой модели все детали подвергают оцинковке, поэтому и толщина ЛКП будет различной. Другое дело, если одинаковые детали (например, левое и правое передние крылья) имеют существенно отличающуюся толщину краски. Это уже наводит на некоторые подозрения.

Надеемся, что настоящая статья поможет вам выбрать измеритель толщины лакокрасочного покрытия, соответствующий вашим ожиданиям, а потраченные деньги в процессе эксплуатации прибора себя окупят.

proinstrumentinfo.ru

Выбираем лучший толщиномер лакокрасочного покрытия

Лакокрасочные покрытия, которые наносятся абсолютно на все транспортные средства, обладают не только эстетической функцией, они превосходно защищают металлический кузов автомобилей от коррозии. Наряду с этим проявляются теплозащитные и электроизоляционные свойства. Когда заходит речь о лакокрасочном покрытии, одним из самых важных его показателей считается его толщина, стоит отметить, что существуют в автостроении специальные допустимые пределы, относительно которых создана нормативно-техническая документация.

Проверка лакокрасочного покрытия с помощью толщиномера

Желающие узнать толщину покрытия на своей машине, могут прибегнуть к использованию как разрушающих, так и неразрушающих методов, способствующих точному измерению толщины. Несмотря на то что все методы, которые относятся к классу разрушающих, повсеместно используются даже в нынешнее время, они не способны предоставить автовладельцу 100% верную информацию, кроме того, они малопроизводительны и весьма неэкономичны. Среди такого рода определений находятся методы травления и микрошлифов. При необходимости узнать толщину лакокрасочного покрытия, лучше прибегнуть к неразрушающим вариантам измерения толщины, для которых понадобится небольшой прибор — толщиномер.

Чем следует руководствоваться во время приобретения толщиномера?

Для того чтобы купить толщиномер и потом не сомневаться в правильности сделанного выбора, следует во время приобретения обратить пристальное внимание на шесть самых важных параметров. Итак, в первую очередь, следует узнать о материале, из которого сделано основание и покрытие прибора, второй не менее важной величиной является диапазон измерений, которые сможет провести устройство. Не меньшего внимания заслуживают точность проводимых измерений, размеры, которые могут контролироваться элементом и портативность агрегата, называемого толщиномером.

Портативный толщиномер для проверки покрытия

Свойства прибора

Одним из главных достоинств, которыми обладает толщинометр, является его способность определить машину, которая подвергалась повторной покраске, т. е. была участником ДТП. Стоит согласиться, что это вопрос, на который стараются найти ответ все автолюбители, не определившиеся с выбором оптимально подходящего транспортного средства. Имея в распоряжении толщиномер, способный точно определить размер нанесённого лакокрасочного покрытия, даже водитель, не имеющий большого опыта, сможет узнать о дефектах кузова, которые мастерски скрыты от глаз покупателя. Магнитное устройство, что немаловажно, абсолютно безопасно для любого типа автомобилей, проведение такой процедуры является чрезвычайно простым и лёгким процессом, при этом будущий автовладелец сможет заранее узнать о недостатках транспортного средства и, при необходимости, снизить предпродажную стоимость машины.

Предназначение толщиномера

Небольшой электронный прибор для измерения размера лакокрасочного покрытия используют не только автовладельцы – любители, но и квалифицированные специалисты, которые во время проведения различных контрольно-измерительных работ проверяют толщину окрашенного кузова или его элементов. Автомобиль, который подвергался повторной окраске, естественно, имеет более толстый слой краски, нежели машина с оригинальным заводским покрытием.

Толщинометр является неотъемлемой частью в работе большинства страховых агентов, оценщиков и работников СТО. Посредством такого небольшого агрегата оценивается качество и уровень лакокрасочного покрытия. Толщиномер особенно важен сотрудникам судебной экспертизы, незаменим для работников автомастерских, профессиональных детейлеров и полировщиков.

Цифровой толщиномер Elcometer 456

Современный измеритель толщины нашёл широкое применение среди владельцев автосалонов, а также частных лиц, которые зарабатывают на продаже подержанных авто. При приобретении автомобиля необязательно обращаться в специализированную организацию, чтобы быть уверенным в том, что приобретаемое транспортное средство не участвовало в аварии, не перекрашивалось по несколько раз, и на нём нет массы шпаклёвки. Проверить слова продавца, который заинтересован в умалчивании подобной информации, относительно наличия скрытых шпаклёванных участков можно посредством специального устройства. Измеритель лакокрасочного покрытия позволит достоверно быть уверенным в состоянии технического средства. Стоит отметить, что покупку толщиномера можно окупить во время первого использования, если учесть средства, которые пришлось бы переплатить за автомобиль с завышенной ценой. Ведь при выявлении покупателем участков кузова, где присутствуют детали, окрашенные не заводским способом, продавцу придётся уступить, сделав некоторую скидку.

Следует знать, что при заводской покраске автомобилей толщина нанесённой краски колеблется в пределах 70 — 200 мкм. Специальное устройство, обладающее шкалой от 0 до 1000 мкм, достаточно точно укажет на наличие или отсутствие дополнительной окраски кузова. Агрегат обладает такой чувствительностью, благодаря которой определяются участки с локальным ремонтом или окраска с «переходами».

Выбор лучшего толщиномера

Чтобы узнать какой толщиномер лучше, следует знать обо всех его видах, которые имеют принципиальное различие относительно назначения и принципа работы. На любом авторынке можно приобрести вихретоковый, ультразвуковой и магнитный варианты агрегата. Каждый из перечисленных устройств обладает определённым способом, посредством которого зондируется измеряемая поверхность. Вихретоковый агрегат использует вихретоковый фазовый, параметрический и импульсно-индукционный принцип. С помощью такого устройства можно измерить толщину не только лакокрасочного, но и гальванического, синтетического и пластикового покрытий.

Выбрать действительно лучший толщиномер достаточно сложно, связано это с тем, что производители постоянно обновляют модельный ряд устройств, дополняя их новомодными свойствами и функциями. На авторынке можно приобрести как более бюджетные любительские модели, так и дорогостоящие профессиональные толщиномеры.

Толщиномер магнитный МТЦ-2М

Разновидности дисплея

Приобретение современного толщиномера, оснащённого дисплеем будет более целесообразной покупкой, нежели агрегата с индикаторами. Имея при себе такое устройство, покупатель сможет легко доказать продавцу наличие перекрашенных элементов. Однако прибор, оснащённый индикатором, стоит дешевле, кроме того, его энергопотребление несколько меньше или его вовсе нет (магнитный толщиномер). Правда, такого рода устройства постепенно изживают себя, найти их в продаже с каждым годом становится всё сложнее, теперь даже новые простейшие толщинометры, обладающие всего одной функцией по измерению толщины краски, оснащаются экранами.

Сейчас особой популярностью пользуются толщиномеры с жидкокристаллическими STN-дисплеями. Приобретя такой агрегат, следует внимательно ознакомиться с инструкцией, так как производители в руководстве по эксплуатации указывают минимальную температуру, при которой измеритель способен нормально функционировать. Некоторые модели, аналогично с мобильными аппаратами, способны прекрасно работать даже в мороз, единственное, что потребуется от владельца —периодически помещать агрегат в более тёплый температурный режим, который находится в кармане брюк или куртки.

Жидкокристаллические STN-дисплеи достоверно отражают информацию о толщине лакокрасочного покрытия, наряду с этим используя немного энергии. Единственный их недостаток — не самое качественное изображение, на которое влияет недостаточная яркость и плохая обзорность.

Лучше приобретать толщиномер с большим размером дисплея, за счёт чего покупатель обретёт устройство, на котором размер текста будет более читабельным.

Ультразвуковой толщиномер с цветным дисплеем

Аккумулятор

Для определения точного размера лакокрасочного покрытия автомобилей следует покупать устройство, которое имеет хотя бы среднюю ёмкость аккумуляторной батареи. Не менее важным показателем является тип агрегата. От двух этих показателей зависит срок функционирования прибора.

Необходим курок или прижимной датчик?

На сегодняшний день на рынке представлены модели, которые комплектуются стандартным нажимным датчиком (кнопка) или курком. Стоит отметить, что на функциональность измерителя оба показателя абсолютно не влияют, относительно этого вопроса выбор должен зависеть только из личных предпочтений будущего владельца. Однако следует учесть, что от совершённого выбора зависит удобство использования агрегата.

Толщиномер с курком напоминает обычный пистолет, как показала практика, они работают в течение первых года-полтора в полную силу, что обусловило высокий спрос среди автолюбителей именно на эту модель. Правда, такой измеритель сложно использовать в труднодоступных местах, например, когда появляется нужда определить размер краски в местах, где присутствуют скругления кузова. Минус этого прибора в быстром износе датчика, постоянно контактирующего с измеряемой поверхностью.

Толщиномер с нажимным датчиком

Заключение

Сложно однозначно сказать какой толщинометр лучше, так как в выборе следует руководствоваться целой массой показателей. Не последнюю роль среди которых играет стоимость устройства, которая напрямую влияет на класс измерителя. Более функциональные приборы, оснащённые массой привлекательных функций, таких как надёжность функционирования, высокая частота использования, быстрый отклик, точность измерения в разы повышают цену толщиномера. Если владельцу не принципиален высокий класс агрегата, можно выбрать более подходящую модель с оптимальной ценой, в которую не входит дополнительная плата за кучу ненужных функций и наворотов.

Устройство с минимальным набором свойств имеет бюджетную цену, однако, обладает ограничениями в пользовании, позволяя узнавать размер лакокрасочного покрытия только в 15–20 машинах в течение года. Профессиональные модели отличаются высокой точностью измерения с быстрым откликом.

rating-avto.ru

Как выбрать толщиномер — прибор для измерения толщины краски на авто

Приобретение автомобиля — довольно серьезный финансовый шаг. И зачастую он связан с длительной экономией и урезанием бюджета ради достижения своей цели. Потому, к качеству покупаемого продукта и стоит отнестись очень серьезно, ведь даже если продавец утверждает, что ваша будущая машина не имеет не единого изъяна, такое утверждение все-таки стоит перепроверить, а с этим Вам поможет прибор толщиномер. От функциональных неполадок в авто толщиномер конечно не защитит.

В первую очередь, большинство покупателей обращают внимание на дефекты кузова машины. Но существуют способы скрыть или замаскировать механические повреждения и неопытный, а возможно даже и опытный автомобилист может не заметить разнящейся толщины покрытия. С помощью толщиномера можно в течении 3-5 минут определить, в каких местах и насколько критично был помят кузов машины, даже если продавец ее безукоризненно отремонтировал и перекрасил. Такие меры помогут Вам добиться справедливой цены на автомобиль и избежать обмана при покупке.

Прибор толщиномер: виды и принцип работы

Как и большинство измерительных приборов, толщиномеры делятся на классы:

  • Первый класс — наиболее простой, типа «эконом». Обладают высокой надежностью, но имеют несколько недостатков, в том числе ограниченные измерительные функции и сложности в эксплуатации.
  • Второй класс. Такие толщиномеры имеют чуть более расширенные возможности в сравнении с 1м классом и обладают большей точностью, нежели предыдущие. В остальном они довольно просты.
  • Третий класс — весьма популярный среди автомобилистов из за отличного баланса между ценой и качеством. Не относятся к профессиональным моделям, но достаточно точно и быстро выполняют свою задачу, в отличии от предыдущих классов. Низкая морозостойкость компенсируется средней ценой.
  • Четвертый класс — профессиональные измерители толщины покрытия. За счет самокалибровки и высокой точности стоят на уровень выше всех остальных моделей, но цена на них немаленькая.

Толщиномер в основном применяется для определения состояния покрытия различных поверхностей, а также их качества, в автомобильной, судостроительной, ремонтной и оценочной деятельности. Помимо классового деления, приборы различаются по сфере применения и способам произведения замеров на:

  • механические
  • магнитные
  • электромагнитные
  • вихретоковые
  • ультразвуковые
  • электромагнитновихретоковые

Автомобилисты предпочитают использовать 4 основных вида толщиномеров: ультразвуковой, электромагнитный, магнитный и вихретоковой.

Ультразвуковые — наиболее универсальные толщиномеры. Они не ограничиваются работой в условиях металлических поверхностей, так как имеют возможнось определять параметры лакокрасочного покрытия пластика, керамики, поверхностей из композитных материалов, а это значит, что прибор окупается своей универсальностью и не будет пылиться без дела. Если на авто присутствуют декоративные элементы не только из металла, ультразвуковой толщиномер справится со своей задачей. Ультразвуковой толщиномер относится к 4му, профессиональному классу приборов и стоит весьма недешево.

Электромагнитные толщиномеры обладают высокой надежностью и согласно статистике, замеры с помощью такого толщиномера — наиболее точные. К сожалению, электромагнитный толщиномер в силу своего принципа работы может применяться только на поверхностях с примесями железа. Но в целом, качество прибора весьма высокое и цена втрое ниже, чем на ультразвуковой, поэтому при покупке толщиномера стоит обратить внимание на такие детали.

Магнитные толщиномеры по принципу работы наиболее простые. Толщина покрытия определяется таким прибором с помощью силы намагничивания стрелки: в зависимости от толщины слоя краски, стрелка магнитного прибора будет отклоняться сильнее (в случае, если слой тонкий), либо слабее (если слой толстый). В последнем случае стоит обратить внимание на те области, где происходит слабое колебание, так как скорее всего там краска не однородная. Но данный тип приборов достаточно примитивен и давно уже непопулярен в силу наличия других, более точных альтернатив. В эксплуатации магнитного толщиномера есть смысл, если толщина краски не превышает 1,5-2,0 мм. В остальных случаях гораздо надежней использовать современные высокоточные приборы, например ультразвуковой толщиномер, так как низкая цена (в районе 500 руб.) — почти единственный плюс данного прибора.

Вихретоковой толщиномер на шаг впереди от электромагнитного за счет свое восприимчивости к поверхностям с примесями любого металла, а не только железа. Его цена немного выше (около 5000 рублей), но прибор весьма качественный и универсальный, поэтому жалеть после покупки не придется. Более того, он обладает большой точностью, которая зависит от проводимости металлов в примеси — чем выше проводимость, тем выше точность измерения. То есть, зная материал кузова машин, среди которых предстоит сделать выбор, Вы сможете определить, какой толщиномер лучше подойдет. С железной поверхностью, к слову, справится гораздо лучше электромагнитный толщиномер.

Основные критерии выбора толщиномера и его применение

  1. Необходимо сразу оценить, какой тип кузова у автомобилей в Вашем случае будет предпочтителен и наиболее часто встречаться. Если он будет исключительно с примесью железа — то нет смысла тратиться на что-то дороже, чем электромагнитный толщиномер. Если же Вы не уверены в составе поверхности, на которой необходимо определять слой краски, но цена вопроса высока — лучше потратиться на ультразвуковой. Магнитный толщиномер может пригодиться только в том случае, если критерии выбора машины не особо высоки, как и её цена.
  2. Чтобы не пугать продавца и не афишировать свои намерения в перепроверке его добросовестности, Вы можете подобрать прибор измерения толщины краски в виде обычного брелка или спичечного коробка. Это поможет не испортить отношения с продавцом в случае успешного прохождения проверки и приобрести качественный товар.
  3. Стоит определиться с диапазоном функций Вашего прибора: если цель проверки только определение внешних повреждений и перекрашенных замененных деталей, то тратить большую сумму на прибор профессионального класса не стоит. Но в некоторых случаях, когда приобретаются автомобили бизнес-класса — важен каждый микрон в слоях краски.
  4. Также важно учитывать погодные условия, в которых Вы планируете совершать проверку. Некоторые приборы не приспособлены к низким температурам или к повышенной влажности, поэтому такие детали тоже стоит учитывать при покупке толщиномера. А можно просто отложить выбор автомобиля на более приемлемое время с подходящими условиями для измерительного прибора.
  5. Многие устройства измерения толщины краски (кроме магнитных) ограничены емкостью аккумулятора, поэтому при покупке толщиномера также стоит помнить, как и когда Вы планируете совершать просмотр будущего автомобиля.

Когда Вы все-таки определились с типом прибора и уже готовы его использовать, обязательно для начала проведите калибровку. Для этого можно также приобрести специальные пластины с нанесенным различным покрытием (эталонные пластины), толщина которого уже заведомо известна. Данные, показываемые прибором, должны с заявленной в техническом паспорте точностью отвечать заданным на пластине. Если то не так, обязательно откалибруйте толщиномер с помощью инструкции производителя.

gooosha.ru


Смотрите также