Как выбрать велосипедную цепь


Как выбрать цепь для велосипеда и правильно ее установить?

Велосипедная цепь – важная часть цепного привода, которая передает мускульную силу ног на колеса, приводит велосипед в движение. Эта деталь позволяет преобразовать человеческую энергию в механическую энергию велосипеда. Цепь передает на заднее колесо 95% усилий, которые прикладываются к педалям.

Велосипедные цепи различаются шириной и расстоянием между осями, скрепляющими звенья цепи. Ширина цепи измеряется между внутренними плоскостями пластин.

Размеры стандартных цепей, которые устанавливаются на большинство велосипедов:

  • 1/8 дюйма (0,125″, 3,2 мм)
  • 3/32 дюйма (0,094″, 2,4 мм)

Как выбрать новую цепь для велосипеда?

Если вы не знаете, какой вид цепи и размер подходит под вашу модель велосипеда, очистите от грязи наружную поверхность пластин и поищите название производителя. Sedis, Sachsи Taya – наиболее известные производители стандартных цепей. У цепей Shimano с заклепками используется маркировка – UG, HGи IG. При замене также обратите внимание, чтобы ширина новой и старой цепи совпадали.

Стандартная цепь шириной 2,4 мм лучше всего подходит для блока задней втулки (центральная вращающаяся часть велосипедного колеса, предназначенная для размещения внутри неё неподвижной оси колеса) с 5 звездочками. Более дорогие цепи устанавливаются на велосипедах с 6-7 звездочками. На велосипедах с 7-8 звездочками лучше установить высококачественные гибкие цепи. Разумеется, можно поставить и более дешевую цепь малоизвестного производителя, но вполне возможно ее скоро нужно будет заменить.

Как снять и установить новую цепь на велосипед?

Старая цепь обычно снимается при помощи специального инструмента – выжимки. С помощью этого приспособления выжимается один из пинов цепи (штифт, который соединяет звенья). После того, как звенья разомкнуться, нужно покрутить педали, чтобы цепь спала.

Устанавливать новую цепь удобнее, когда велосипед подвешен или опирается на горизонтальную поверхность. Перед надеванием цепи нужно правильно установить переключатели скоростей: задний – на максимальной скорости, передний – на минимальной. Конец цепи проводится между роликами заднего переключателя, образую ровную форму S. Далее цепь надевается на самую маленькую заднюю звездочку, после на передний переключатель и на маленькую переднюю звездочку. Только после этого концы цепи можно соединить, проверить плотно ли она установлена и прокрутить педали.

Как правильно ухаживать за цепью?

Цепь изнашивается достаточно быстро, особенно, если ее периодически не чистить и не смазывать. От износа она удлинняется. Можно проверить состояние цепи, приподняв ее над зубьями звездочки. Новую цепь приподнимается на 1-2 мм. Но цепь нужно менять, когда растягивание увеличится до 7 мм. При замене цепи придется одновременно поменять и звездочки задней втулки.

Если цепь облеплена обычной дорожной грязью, ее легко смыть струей из шланга. Но если грязь смешана с маслом, воспользуйтесь чистой тряпкой. Удалите грязь между звездочками задней втулки, протрите зубья звездочек каретки. Далее распылите растворитель между звеньями цепи и очистите их зубной щеткой. Очистив цепь, смежьте ее маслом.

В хорошую погоду цепь должна быть сухая и чистая, а во время дождя и морозов ее нужно обильно смазывать. Эксперты рекомендуют чаще менять цепь, потому что она стоит дешевле кассет и систем. А новая цепь продлит службу всей системы. У горных велосипедов замену лучше проводить через каждые 2000 км, у гибридов и щоссейников – через 3000-6000 км.

chtoestchto.ru

Как выбрать велоцепь? Особенности обслуживания велосипедной цепи.

Опубликовано 02.05.2017, автор Pablo

Велосипед – это не просто двухколесное средство передвижения. Это своеобразный культ, объединяющий миллионы людей во всем мире. А мы попробуем объединить самые часто задаваемые вопросы, относительно такой важной детали, как велосипедная цепь.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Существует огромное количество моделей велосипедов. А цепи на них одинаковые или разные?

Конечно разные. Как вы заметили, в современном велосипедном парке множество разнообразных моделей. Все они имеют одну общую деталь, которая называется цепь. Время от времени ее необходимо менять. И здесь нет ничего сложного, поскольку каждый владелец знает, сколько передач у его велосипеда. Выбор цепи зависит от количества звезд. Назовите его (количество) продавцу и он порекомендует оптимальные варианты.

Мне нужно заменить цепь на велосипеде с 9 звездами. Подскажите оптимальный вариант.

Необходимо выбрать цепь на 9 звезд, то есть 9, 18 или 27 передач. Принимайте это за аксиому, поскольку, если попытаетесь поставить цепи на кассетах с меньшим количеством звезд, пластины цепи могут разжаться.

Есть ли какие-либо стандарты у цепей. И вообще, какой они обычно длины?

Как правило, в магазине продаются цепи в заводской упаковке. В них 114 или 116 звеньев. Этого более чем достаточно для любого велосипеда. Если у вас шоссейный велосипед, устанавливая цепь, берите всю длину (за редким исключением она может быть немного меньше). А если горный – только 106 или 108 звеньев.

Установил цепь и мне кажется, что натяжение какое-то слабое. Как исправить ситуацию?

Если натяжение слабое, значит, цепь слишком длинная и ее нужно укоротить, исключив несколько звеньев. Если используется задний переключатель емкости, рекомендуется оставлять в качестве запаса 2 звена.

Как пользоваться выжимкой?

Выжимка – инструмент, помогающий соединять или разъединять звенья цепи. Пользоваться устройством следует согласно инструкции с соблюдением всех эксплуатационных норм. После того, как выжимка будет готова к работе, аккуратно поместите цепь в направляющие, одновременно поджимая упором сзади. Действуйте осторожно, поскольку изначально усилие на ручке (лучше, чтобы она была прорезиненной), покажется весьма значительным. Постарайтесь выдавливать пин не до конца, чтобы исключить проблемы при следующей установке.

Еще один полезный совет по этому поводу: когда будете устанавливать цепь следующий раз, поверните ее таким образом, чтобы пин оказался на внешней стороне.

В трещетке 8 звезд. Можно поставить цепь от велосипеда с 7 звездами?

Здесь все просто. Если в кассете велосипеда 8 звезд – используйте цепь на 8 звезд. Если, предположим, 7 звезд – то, соответственно, цепи на 7 звезд. А вот если вы решите заменить цепь на 6 или меньшее количество звезд, то можете выбирать, ориентируясь на то, что минимальное количество будет равняться 6, а максимально – 8 звездам.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

У меня новый велосипед. Не могу найти в инструкции ничего, относительно того, что делать с заводской смазкой?

Будем исходить из того, что у вас новый велосипед, а значит, новая цепь. На заводе ее обработали функциональной пластичной смазкой. Она и консервант, позволяющий длительное время хранить изделие, и рабочая смазка. Перед эксплуатацией велосипеда, возьмите тряпку и протрите внешнюю поверхность. Не используйте для этого какие-либо растворители или другую химию.

Зачем чистить цепь? Может это вообще лишнее?

И чистить и смазывать, определенно нужно. Смазка значительно уменьшает трение а, значит, снижает износ. Правильно, наносить смазку на чистую поверхность. Если вы хотите, чтобы велосипед вообще, и цепь в частности, прослужили длительное время – ухаживайте за изделием, проводите профилактические работы и обновляйте изношенные узлы.

С какой периодичностью необходимо использовать смазку?

Опытные специалисты определяют необходимость смазки на слух. Если ход тихий, то смазывать не нужно, а если начитает раздражать «стрекотом», когда вы крутите педали под определенной нагрузкой – обязательно смажьте. Если цепь была предварительно проварена в пластичной смазке, то не следует слишком часто смазывать ее цепным маслом, а тем более, заливать. Обычно, одной смазки хватает на 120-160 км. Но если вы постоянно выезжаете в дождь, то смазывать придется чаще.

Какое масло купить для того, чтобы смазывать велосипедную цепь?

Все зависит от ваших финансовых возможностей и отношения к велосипеду. Любое масло уменьшит трение и минимизирует износ. Однако, как вы понимаете, на рынке присутствуют и специальные продукты от ведущих производителей. Их основным преимуществом, является способность отталкивать грязь, а не собирать ее подобно тому, как это делают моторные, обладающие моющими присадками масла. Профессионалы часто проваривают цепи в графитовой смазке или используют специальные загустевающие смазки.

Существует ли специальная технология смазки велосипедной цепи?

Ну, технология – это, конечно, громко сказано. Просто соблюдайте определенные правила, приемлемые для большинства механизмов. Для начала хорошо очистите цепь. Потом, смазывайте ее с двух сторон. Помните, что это не тот случай, когда кашу маслом не испортишь. В общем, действуйте без фанатизма. Просто возьмите шприц и смажьте каждый пин. Теперь сделайте несколько десятков оборотов и хорошо протрите мягкой тряпочкой.

Зимой используются специальные масла или обыкновенные?

Вопрос, конечно, интересный. Как правило, большинство велосипедистов используют зимой те же смазки, что и летом. Просто сам процесс смазки проводят не на улице, а помещении с комнатной температурой.

Говорят, что велосипедная цепь сверху должна быть не только сухой, но и чистой. Какое это имеет значение?

От этого зависит длительность эксплуатации цепи. На промасленную, липку поверхность пристает грязь, смешивается с маслом, модифицируясь в своеобразную притирочную смесь, разъедающую изделие.

Стоит ли смазывать звезды кассеты велосипеда?

Ролики цепи, наезжая на звезды, обкатывают их зубья. Но трение при данном процессе настолько незначительное, что смазка не имеет никакого конструктивного значения. Если вам нужно законсервировать изделие, тогда используйте специальную, консервационную смазку, которую можно купить в магазине.

Как лучше всего чистить цепь? Существуют ли специальные средства?

Здесь, как говорится, все гениальное, просто. Если хотите обойтись малой кровью, воспользуйтесь простой тряпкой. Лучше если она будет не синтетическая и сухая.  Но, эффективность мероприятия можно повысить, если опрыскать цепь специальной смазкой-смывкой и использовать специальную машинку для чистки цепи. Ну а тряпку можно заменить щетками или же профессиональными скребками. Если осторожно, то можно использовать керосин или какой-либо растворитель.

У меня байк в отличном состоянии, но друзья говорят, что цепь все равно нужно менять время от времени. Правда ли это и если да, то, как часто?

Все дело в том, то в процессе эксплуатации, цепь велосипеда удлиняется. Изношенная цепь негативно влияет на звездочки. Специальных расчетов или жестких правил в данном случае нет. Но, если вы проедите 4000 километров, то вам необходимо будет, производить дорогостоящую замену. Но простые технологии позволяют продлить срок действия звездочек цепи, если вы будете их синхронно использовать.

www.aktivesport.ru

Велосипедная цепь. Ресурс и обслуживание

Темой статьи станет вещь довольно тривиальная, но совершенно необходимая — велосипедная цепь. Вспомните свой велик из детства — весной достал его с балкона, смазал литолом заржавевшую цепь, и катаешь все лето.

К сожалению, в современном велосипеде этот узел требует постоянного обслуживания. Многоскоростной велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 7-10 сзади. Различные комбинации этих передач позволяют приспособиться практически к любому рельефу и темпу движения.

Под действием переключателей скоростей цепь перемещается по звездам, и натягивается подпружиненным роликом для устранения слабины. В отличие от своей односкоростной сестры, такая цепь должна иметь возможность гнуться, чтобы обеспечить попадание на любую звезду кассеты (набор задних звезд).

Почему изнашивается велосипедная трансмиссия

Из-за своего конструктива велосипедная цепь подвержена быстрому износу, грубо говоря, она вытягивается. Разумеется, здесь нет физического вытягивания металла — ось (пин) растачивает отверстие (стакан) щеки, в которой она сидит. Результат — цепь становится длиннее.

Теперь представьте, что расстояние между пинами стало больше, и цепь не может лечь идеально на зуб звезды. Как нетрудно догадаться, цепь быстро проточит звезды под себя. На велосипеде у нас почти три десятка передач, и используем мы их далеко не равномерно.

То есть, на каждой звезде появится свой рисунок, который успела проточить растянувшаяся цепь. Это быстро приводит к тому, что цепь не может удержаться на звезде, проскакивает под нагрузкой и слетает на соседние звезды. Всё, можно выбрасывать и цепь, и кассету. Передние звезды живут значительно дольше, но и они не вечны.

Ресурс велосипедной цепи

В зависимости от условий эксплуатации, цепь может ходить от 500км (грязь, подъемы) до 2500км (чистый асфальт, равномерное движение), после чего её растяжение доходит до критических значений. Вытянувшаяся велоцепь начинает «пожирать» кассету.

Если процесс износа зашел далеко, и зубья кассеты потеряли первоначальный профиль, то придется поменять и кассетц. Если новую цепь поставить на заезженную кассету, то она будет проскакивать на проточенных зубьях. Как понимаете, для активного катальца такая замена встает в копеечку, поэтому я дам некоторые рекомендации.

1. Ни в коем случае не смазывайте цепь густыми смазками, типа литола. Несмотря на то, что густая смазка может держаться годами, она цепляет на себя всю пыль и грязь, которая значительно ускоряет износ велосипедной цепи.

Нужно смазывать специальными маслами, продающимися в веломагазинах. Периодичность: 100-300км. Для разных сезонов свои смазки — это важно. Также никакого WD40 — это не смазка, а керосин с примесями, он призван вымывать грязь и масла.

Для очищения он хорош, но как самостоятельная смазка — нет. Кстати, осторожно, чистя цепь аэрозолем, можно забрызгать тормозные поверхности, с предсказуемым результатом.

2. Серьезный подход к чистке и и смазке оправдан только для любителей трофи-рейдов по лесам и болотам. Это весьма частный случай. Велосипедистам, катающим преимущественно по асфальту и лесным тропинкам, достаточно пройтись велосмазкой, как только цепь начнет характерно стрекотать.

Мой читатель пишет о том, что велосмазки — это продукт маркетинга. Я с этим согласен. Можно, конечно, путем экспериментов подобрать подходящую дешевую автомобильную смазку, перелить во флакон нафтизина, как советуют… Но зачем, ведь даже маленькой баночки велосмазки хватает надолго, а стоит она всего 5-10 долларов??

Я купил самую распространенную велосмазку Pedro’s Extra Dry (и пожалуй, одну из лучших) 200ml, мне этого флакона хватило примерно на 15000 км, то есть почти на три сезона с моим пробегом. Цена вопроса — 8 евро за флакон, меньше трех евро в год!

3. Старайтесь не ездить на «перекошенных» передачах, это отрицательно сказывается на ресурсе цепей. Например, новички часто включают большую звезду спереди и сзади. В результате, цепь чудовищно перекошена, в таком состоянии она сама себя пожирает.

4. Покупайте цепи с максимальным ресурсом, среди велосипедистов большим уважением пользуются вот эти Campagnolo, их ресурс может достигать десяти тысяч км.

Пользуйтесь скоростями осмысленно: спереди ставьте среднюю звезду, и играйте задним переключателем. Не хватает задних передач, переходите на маленькую или большую переднюю звезду. Дорожная ситуация пришла в норму — снова на переднюю среднюю. Это позволит цепи работать с минимальным перекосом.

Замена в три цепи

Для тех, кто катает большие километражи есть правило «трех цепей». Покупаете три велоцепи, и меняете их по кругу каждые 600км. Таким образом, звезды кассеты протачиваются очень равномерно, что позволяет существенно увеличить ресурс.

Тройного комплекта цепей и одной кассеты хватает на 10-15 тысяч километров, что позволяет сэкономить деньги. Это реально работающий способ, но лично я слишком ленив для него. Предпочитаю раз в 2000км пробега купить новую кассету и цепь, чем каждые две недели заниматься заменами.

Впрочем, я катаюсь в основном по асфальту и хорошим грунтам. У маунтин байкеров, которые гоняют по лесам, велоцепи улетают с ужасающей скоростью. Тут уж поневоле придется практиковать описываемый способ.

Читайте, как снять цепь с велосипеда, как пользоваться выжимкой.

Цепи иногда имеют обыкновение рваться, что приводит к полной потере автономности. Хорошо бы возить с собой инструмент под названием выжимка, который позволит удалить сломанное звено. Однако замкнуть звено значительно сложнее — просто не попасть выдавленным пином в стакан.

Тут на выручку приходит замок цепи, который выпускается фирмами KMC и SRAM (а может уже и шимано). Стоит он копейки, но позволяет очень легко и без инструментов снимать/ставить цепь.

Идеальный вариант — планетарная втулка. Все переключение происходит внутри нее, внешне это напоминает односкоростной велосипед, с жесткой цепью, которой хватит на очень много тысяч километров. Минус — большой вес и неподъемная цена, например самая лучшая планетарка Rohloff стоит 800-1000 евро.

Вот и все, что нужно знать о велосипедных цепях. Обслуживайте их вовремя, следите за износом, и вы не окажетесь в ситуации, когда вдали от дома у вас начали прыгать передачи. Поверьте, это очень неприятное событие.

Чтобы вовремя узнавать о моих новых статьях, предлагаю подписаться на получение их по е-мейл. Никакого спама, только обновления сайта.

     Читать также:
  • Велосипедный шлем
  • Велосипед для начинающих
  • Размер велосипеда, как выбрать

kotovski.net


Смотрите также