Какой проигрыватель винила выбрать


Как выбрать проигрыватель винила

Прослушивание винила вновь обрело популярность: даже сети магазинов бытовой техники и электроники включили в свой ассортимент пластинки. Музыкальные исполнители мирового уровня не ограничиваются выпуском CD и релизов в iTunes, также позволяя поклонникам послушать альбом на виниле. Сам предмет представляет интерес не только для молодых людей, питающих слабость к ретроэстетике, но и для аудиофилов со стажем. И у этого есть по меньшей мере три причины.

Звук

Основополагающее отличие прослушивания пластинки от проигрывания CD заключается в самой технологии воспроизведения музыки. При записи винила звуковая волна преобразуется в электрический импульс, после чего специальный станок буквально рисует графическое отображение импульса на исходном диске. С исходного диска штампуются матрицы, а с них — пластинки (алгоритмы могут несколько разниться). При воспроизведении происходит обратный процесс: проигрыватель снимает звук с винила, а фонокорректор, усилитель и акустика преобразуют его обратно в звуковую волну.

Обязательно стоит оговориться: винил в плане звука не шаг вперёд, а шаг в сторону. Определённые преимущества данный формат, конечно, имеет, но все они будут иметь ценность для любителя.

Да, цифра обходит винил по точности соответствия воспроизведённого звука записанному и широте частотного диапазона (если рассматривать цифровой формат высокого разрешения). Но приверженцев аналоговых проигрывателей это не переубеждает, и вот почему.

«Неважно, насколько высока частота дискретизации: всю информацию, представленную аналоговой записью, закодировать невозможно», — так разницу между цифрой и аналогом прокомментировал сотрудник журнала Wired Элиот Ван Бускирк (Eliot Van Buskirk).

Исходный аналоговый сигнал можно изобразить как беспрерывную волну, состоящую из бесконечного множества физических точек, а цифровой сигнал даже при самой высокой частоте дискретизации, в чём убеждены любители аналогового звука, состоит из ограниченного количества координат. Подробнее о различиях аналогового и цифрового звука мы предлагаем почитать здесь.

Любители винила характеризуют его звук как тёплый, хотя профессионалы стремятся избегать подобных неконкретных формулировок. Впрочем, таким абстрактным понятиям есть самые осязаемые объяснения.

Во-первых, колебания высоты иглы и детонации от работающего мотора вызывают вибрации в звучании записи. Этот дефект не раздражает любителей пластинок. Наоборот, многие считают, что он «одушевляет» проигрыватель, демонстрируя влияние механики на играющую музыку.

Во-вторых, тёплое звучание напрямую связано с воспроизведением низких частот. Журналист электронного издания Pitchfork Марк Ричардсон (Mark Richardson) охарактеризовал так называемую теплоту винила как неаккуратно записанный бас. Дело в том, что обилие низких частот негативно влияет на ширину канавок и звукоинженеры вынуждены проводить дополнительные операции по изменению дорожки при записи композиции на пластинку.

Эстетика

Увлечение винилом неизбежно пробуждает в человеке азарт коллекционера. Предметом гордости меломанов служат как дорогие проигрыватели и комплектующие, так и пластинки, цена на которые тоже высока относительно других аудионосителей (впрочем, существуют известные всем грампластинки «Мелодия» или импортные пластинки непопулярных издателей, которые достаточно просто приобрести за небольшие деньги). Редкие и эксклюзивные тиражи — основные предметы коллекционирования виниловых гурманов с высоким доходом.

С массовым приходом торрент-трекеров и возможностью легально приобретать песни за небольшую плату ценность музыки заметно упала. Охота за редкими и дорогими пластинками возвращает меломанам эту ценность.

Проигрывание пластинок не просто прослушивание музыки. Это настоящее хобби, включающее в себя, помимо нажатия кнопки Play, десятки различных ритуалов: протирание пыли с проигрывателя, мытьё пластинок, замену игл, апгрейд и профилактический ремонт устройств. К ритуальному процессу можно отнести и само прослушивание винила: от распаковки конверта с пластинкой до созерцания работы механического проигрывателя.

Музыка

При записи CD на выходе получается ровно то, что ожидалось. Винил же склонен непосредственно влиять на звук. Многие артисты представляют альтернативные версии сведения композиций для винила, включают в пластинки различные бонусы и эксклюзивы.

Альбом Джека Уайта Lazaretto, выпущенный с голограммой на пластинке

Выбирая аналоговый формат, слушатель лишает себя искушения переключить или перемотать играющую песню. И это неотъемлемый плюс винила, если речь идёт о концептуальных альбомах. Прослушивание релиза от начала и до конца положительно влияет на степень вовлечённости слушателя и, следовательно, на чувство удовлетворения, полученного от альбома.

В первую очередь стоит учесть, что для прослушивания винила одного проигрывателя недостаточно. Набор необходимых устройств выглядит так: проигрыватель, фонокорректор, усилитель, колонки. Без них воспроизводить пластинки будет попросту не во что.

Многие непрофессиональные проигрыватели имеют встроенный фонокорректор. Такую модель стоит брать, если вы не рассчитываете на апгрейд своей виниловой аудиосистемы в будущем.

Существуют и проигрыватели, совмещающие в себе всё необходимое для воспроизведения пластинок. Обращать на них внимание мы не рекомендуем. Дело в том, что проигрыватели all inclusive, как правило, очень низкого класса, а цены на электрофоны приемлемого качества очень высоки. Чёрный список виниловых меломанов возглавляют бюджетные проигрыватели фирм ION, WATSON, Crosley.

Экономьте на выборе проигрывателя с умом. Помните: приобретая бюджетный аппарат, не удостоверившись в его качестве, вы рискуете испортить свои пластинки.

Устройство проигрывателя

  1. Планшайба (опорный диск, блин) — диск, на который кладётся пластинка.
  2. Тонарм — рычаг, к которому крепится картридж с иглой.
  3. Противовес — грузик, который позволяет балансировать тонарм и регулировать прижимную силу иглы.
  4. Антискейтинг — регулировка компенсатора скатывающей силы.
  5. Картридж (головка звукоснимателя) — одна из самых важных частей проигрывателя, отвечающая за считывание музыки с пластинки.

Ключевые факторы при оценке проигрывателя

Вес

Хороший проигрыватель должен иметь приличный вес. Как правило, устройства весом менее 7 кг предназначены для самых невзыскательных аудиофилов. В частности, тяжёлой должна быть планшайба проигрывателя. Некоторые современные производители стали делать блины и тонармы из карбона. Карбон является относительно лёгким материалом, поэтому такие проигрыватели могут сохранить качество и при малом весе.

Регулировка давления иглы и скатывающей силы (антискейтинга)

Наличие данных опций говорит о высоком классе проигрывателя.

Картридж

Картриджи бывают двух видов: ½ дюйма и T4P. Первый вид подразумевает высокий класс устройства и возможность модернизации проигрывателя. Минус этих картриджей состоит в сложности настройки: если любитель сумеет правильно настроить балансировку тонарма и прижимную силу иглы, то для корректной юстировки картриджа по шаблону может понадобиться помощь профессионала. T4P-картриджи проще в эксплуатации: они крепятся одним болтом, имеют одинаковую массу, прижимную силу и вынос иглы.

Тип заточки иглы

Как правило, на бюджетных вариантах установлены сферические иглы. Любители винила со стажем обычно отдают предпочтение иглам с эллиптической заточкой. Существуют и другие варианты заточки игл.

Возможность замены картриджа

Качественный проигрыватель должен поддерживать замену иглы и картриджа. После приобретения устройства картридж стоит заменить: как правило, изначально проигрыватели продаются с бюджетными (а в случае покупки подержанного устройства — изношенными) комплектующими. Также стоит позаботиться о доступности заменяемых элементов, так как они неуниверсальны.

Физический принцип работы картриджа

Разделяют два вида головок: MM- и MC-головки. Мы не будем углубляться в нюансы работы этих видов картриджей, лишь скажем, что подавляющее большинство аудиофилов отдаёт предпочтение MC-головкам из-за более мягкой и подробной передачи звука. Большинство из таких головок, к сожалению, не поддерживают замену иглы, так что менять придётся весь картридж.

Привод проигрывателя

Различают три вида привода: прямой, ременный (пассиковый) и роликовый. Данная характеристика отвечает за механический принцип, по которому наша планшайба приходит в движение при проигрывании пластинки.

Прямой привод подойдёт для скретчинга и прочих диджейских штучек.

Меломаны же чаще отдают предпочтение ременному приводу: в большинстве случаев он обеспечивает более равномерное вращение диска и меньший коэффициент детонации.

Роликовый привод является наименее распространённым из-за высокого уровня вибрации, передаваемой диску от двигателя. Впрочем, есть примеры качественных проигрывателей с роликовым механизмом, работа которых не вызывает нареканий, а свои поклонники есть у всех типов приводов.

Стоимость

В плане соотношения «цена — качество» заметно выигрывают подержанные устройства. Нижняя планка ценового диапазона качественных проигрывателей для продвинутых ценителей винила составит около 30 тысяч рублей. Схожие по качеству подержанные устройства можно купить по вдвое меньшей цене. По этой же аналогии: проигрыватель б/у за 7 тысяч рублей может соответствовать по характеристикам новому за 15 тысяч.

Располагая 30 тысячами рублей, вы можете приобрести устройство, отвечающее стандартам качества новых проигрывателей за 80 тысяч рублей и больше.

Эти сравнения весьма условны, потому что на рынке подержанных устройств многое решает случай, а цена на проигрыватели в столицах и регионах может значительно отличаться. Но возможность приобрести качественный аппарат, существенно при этом сэкономив, — факт, отдающий победу в этом раунде подержанным устройствам.

Качество

Пик развития виниловых проигрывателей был достигнут в 70-х годах прошлого века. Это тот самый случай, когда новее не значит лучше. Повидавшие виды проигрыватели не затронули глобалистские тенденции: устройства из Германии собирались педантичными немцами, из Японии — ответственными японцами. Никакого повального увлечения китайскими комплектующими и малазийской сборки. Два — ноль в пользу подержанных устройств.

Удобство эксплуатации

Приобретая новый аппарат, вы получаете гарантию замены или возврата проигрывателя. С ремонтом также не возникнет проблем: производители предлагают сервис и необходимые комплектующие.

Если выбранный вами подержанный проигрыватель не Technics с пожизненной гарантией на мотор или высококлассный японский аппарат, разработанный с расчётом на многолетнюю эксплуатацию, то после покупки устройства вас могут ожидать проблемы. Реанимация подержанного проигрывателя может принести немало трудностей. Мало того, что его почти наверняка придётся почистить и смазать после покупки, так ещё и необходимые комплектующие (картриджи, иглы, конденсаторы) могут сравниться по цене с самим приобретением.

Если в мире винила вы новичок или любитель, попросите профессионала помочь вам в проверке работоспособности устройства. Это защитит вас от обмана недобросовестного продавца.

Советский проигрыватель — предмет ностальгии по школьным урокам музыки, но не всегда достойный аппарат для домашнего воспроизведения. Как бы ни было неприятно это признавать, но на поприще аудиотехнологий отечественные разработки сильно отставали от мировых гегемонов. Существуют и неплохие советские проигрыватели: «Электроника Б1-01», «Электроника ЭП-060», «Электроника-001». Но и цены на данные устройства заметно выше.

При выборе советского проигрывателя стоит обратить внимание на числовой индекс в названии. Если первая цифра — 2 или 3, то аппарат принадлежит ко второму или третьему классу соответственно. Такие проигрыватели подойдут меломанам, коллекционирующим старые пластинки, но вряд ли удовлетворят потребности продвинутого аудиофила.

Важнейшим фактором при выборе устройства является внешний вид. Если проигрыватель сильно потрёпан временем, затёрт, а на корпусе есть трещины и сколы, это напрямую свидетельствует о неподобающем отношении бывшего хозяина к аппарату.

Не испытывайте фортуну: косметическими дефектами проблемы могут не ограничиться.

Возьмитесь за ручку тонарма в месте крепления к ножке и осторожно поводите её из стороны в сторону. Люфтит? Не берите.

Приобретая японский аппарат, обратите внимание на вилку проигрывателя. Если она принадлежит к типу A, то, вполне возможно, устройство создавалось для японского рынка. Напряжение в японской электросети составляет 100 В в отличие от отечественных 220 В, поэтому не забудьте приобрести понижающий трансформатор напряжения (стоит он недорого).

Если есть возможность послушать проигрыватель перед покупкой, не упускайте её. Заодно поинтересуйтесь у продавца, какие комплектующие подходят к данному устройству и насколько их сложно достать.

Проигрыватели для начинающих

Проигрыватели для начинающих — всех, кто заинтересовался предметом, но не настолько, чтобы думать об апгрейде домашней аудиосистемы в ближайшие пару лет. Таких устройств много, разброс цен среди них невелик, характеристики в общих чертах также схожи. Отсутствие у тонармов регулировочной гири и наличие в проигрывателях встроенного фонокорректора говорит о невысоком классе аппаратов. Ничего сверхъестественного от этого класса проигрывателей ждать не стоит, но пластинки они не испортят.

Denon DP-29F

denon.ru

Проигрыватель имеет опорный диск из литого алюминия, обеспечивающий стабильное вращение, ременный привод, функцию «автостоп» и включение нажатием кнопки. MM-картридж в комплекте.

Перейти на сайт производителя →

Sony PS-LX300

sony.ru

Основное преимущество проигрывателя от Sony — наличие USB-интерфейса для записи пластинок на компьютер. Также производители ставят в ряд главных достоинств наличие алмазной иглы, менее подверженной износу.

Перейти на сайт производителя →

Pioneer PL-990

mcgrp.ru

Качественный проигрыватель для неискушённых меломанов от мастеров звука из Pioneer.

Проигрыватели средней ценовой категории

Более солидные аппараты для тех, кто решил заняться винилом всерьёз. В категории рассмотрены также подержанные устройства, цены на которые могут сильно варьироваться.

Dual CS-440

dual-plattenspieler.eu

Качественный проигрыватель с ременным приводом от немецкого производителя Dual. Лёгкий опорный диск обеспечивает мобильность устройства, а минимальные настройки тонарма делают аппарат неплохим выбором как для новичков, так и для любителей.

Перейти на сайт производителя →

Pioneer PLX-500

pioneer-online.ru

Один из клонов известных диджейских моделей от Technics. От предыдущих проигрывателей данная модель отличается не только прямым приводом, но и возможностью проигрывать пластинки со скоростью 78 оборотов в минуту. Крышка не входит в базовую комплектацию.

Проигрыватели фирмы Technics (SL-серия)

Technics SL-1200MK5. gearogs.com

Цена на представителей данного ряда проигрывателей сильно разнится на рынке подержанных устройств. Делая выбор в пользу винтажных Technics, вы гарантированно получаете высокое качество сборки и комплектующих: на моторы многих из своих проигрывателей Technics давала пожизненную гарантию. Большинство из этих моделей стали популярными в среде диджеев и породили множество клонов. Не имеют встроенного фонокорректора. Отдельное внимание стоит уделить таким проигрывателям, как Technics SL-1100, Technics SL-1200, Technics SL-1600, Technics SL-2000 и их модификациям.

Micro Seiki DD-7

vipstd.ru

Меломаны со стажем с благоговением отзываются о японской фирме Micro. Причина не только в достойном японском качестве сборки, но и в идеальном соотношении цены и качества, что ставит устройства Micro в один ряд с гораздо более дорогими проигрывателями. DD-7 — отличный представитель моделей Micro Seiki, имеющий привлекательную цену на рынке подержанных устройств.

JVC Victor (линейка QL)

JVC Victor QL-A7. iamthejeff.com

Ещё один ряд японских винтажных проигрывателей с прямым приводом. На некоторых QL-моделях реализовано автоматическое управление, что является не только достоинством, но и недостатком. Чем больше автоматических механизмов на борту устройства, тем больше элементов, которые могут сломаться.

В одной статье невозможно уместить все нюансы, которые стоит учесть при покупке и настройке аудиосистемы для прослушивания винила. Готовьтесь, что в процессе использования проигрывателя у вас будут возникать новые и новые вопросы, а информации, что вам придётся проштудировать, наберётся на увесистый книжный том.

Винил — увлечение, требующее вовлечённости в процесс, ощутимых денежных вложений и львиной доли свободного времени.

Не один десяток тысяч рублей уйдёт только на приобретение необходимого технического оснащения, цена обслуживания виниловых проигрывателей также велика (если вы не являетесь владельцем качественного устройства, не нуждающегося в ремонте). Заметьте, стоимости самих пластинок мы ещё даже не коснулись.

Несмотря на все минусы данного хобби, ответ на вопрос «Стоит ли оно того?» — однозначно стоит. Увлечение винилом вернёт для вас ценность музыки, подарит несравнимые ни с чем ощущения и даст дополнительный смысл существования. С одной оговоркой: если это хобби действительно вам подходит.

В написании статьи Лайфхакеру помог профессиональный консультант — звукорежиссёр, коллекционер виниловых проигрывателей и пластинок, администратор сообщества «Виниловые коды» Вадим Марков.

lifehacker.ru

Винил для начинающих. Часть II: выбираем проигрыватель

В прошлый раз мы поговорили о преимуществах и недостатках винила как способа прослушивания музыки. Сегодня я расскажу о том, как выбрать виниловый проигрыватель. Сразу скажу, что я не собираюсь говорить об аудиофильских проигрывателях, ограничившись доступным начальным уровнем (примерно до 600 долларов в наших краях).

Базовые термины

На следующей картинке вы можете видеть основные составляющие винилового проигрывателя:

  1. Планшайба (столик) — диск, на который кладётся пластинка при прослушивании. Как правило, имеет большую массу, что позволяет за счёт инерции стабилизировать скорость вращения пластинки. Обычно на планшайбу сверху кладётся коврик из резины или фетра, который позволяет избежать повреждения пластинки.

  2. Тонарм — рычаг, к которому крепится головка звукоснимателя.

  3. Противовес — составная часть тонарма. Это грузик, который позволяет балансировать тонарм и регулировать прижимную силу иглы.

  4. Регулировка компенсатора скатывающей силы (или, если по-простому, антискейтинг).

  5. Головка звукоснимателя (картридж). Самая важная часть аналоговой аудиосистемы. Именно картридж производит считывание звуковой дорожки, так что качество воспроизведения в основном зависит от него. Я планирую посвятить картриджам и иглам отдельный пост.

Сразу же стоит понять и запомнить главное: у винилового проигрывателя должны быть сменный картридж, регулируемый противовес и настройка антискейтинга. В противном случае его покупать нельзя. У многих совсем дешёвых проигрывателей (например, Audio-Technica AT-LP60, Denon DP-29F или Pioneer PL-990) картридж является частью тонарма, поэтому их звук в принципе невозможно улучшить в будущем. Некоторые проигрыватели позволяют менять головку, но при этом лишены регулируемого противовеса. Это означает, что вы будете вынуждены всё время покупать один и тот же картридж, а если его вдруг снимут с производства, проигрыватель можно будет выкинуть.

Впрочем, из любого правила есть исключения. Например, необходимость в регулируемом противовесе и антискейтинге не распространяется на проигрыватели, рассчитанные на картриджи стандарта T4P (подробнее об этом — чуть ниже).

Новый или винтаж?

Основной вопрос, которым задаются начинающие любители винила: стоит ли тратить деньги на новый виниловый проигрыватель или можно купить что-то старенькое и недорогое? Как обычно, однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Новая техника хороша тем, что она новая и при возникновении каких-то проблем вы сможете обратиться в сервис по гарантии.

Старая техника хороша в первую очередь стоимостью. По цене нового проигрывателя начального уровня можно приобрести очень хорошую «вертушку» 70-х или 80-х годов. Кроме того, старые проигрыватели обычно предлагают пользователям более высокий уровень комфорта. Это связано в первую очередь с тем, что максимальный уровень качества при воспроизведении винила был достигнут уже в начале 70-х годов, но при этом производителям надо было как-то продавать новые модели проигрывателей. Именно поэтому стали популярны проигрыватели с автостопом, полностью автоматические проигрыватели (с автостопом и автоматической подачей иглы) и т.п. Сегодня же виниловые проигрыватели покупают в основном фанаты аналогового звука, для которых полностью ручное управление является привлекательной частью общего экспириенса.

При этом стоит понимать, что старым проигрывателям обычно уже по 25-40 лет, поэтому они нуждаются как минимум в профилактике: чистке, смазке и замене электролитических конденсаторов. Если вы можете провести её самостоятельно — хорошо, если же нет, то стоимость профилактики/мелкого ремонта иногда может быть сравнима со стоимостью самой вертушки.

Ещё один момент: существует вероятность того, что при покупке старого винилового проигрывателя вы получите в нагрузку картридж высокого класса. Правда, почти наверняка он будет нуждаться в замене иглы, а хорошие иглы для старых хороших картриджей — штука недешёвая. Это тоже стоит принимать во внимание.

Если вы решили приобрести винтажный проигрыватель, то стоит обращать внимание в первую очередь на максимально простые модели, лишённые сложной автоматики и цифровых схем управления — просто потому, что многие микросхемы, использовавшиеся в старых проигрывателях, давно сняты с производства, поэтому при выходе автоматики из строя ремонт будет практически невозможен. С другой стороны, поздние проигрыватели, нафаршированные электроникой, обычно очень просты с механической точки зрения, что тоже является плюсом.

Привод: прямой или ременной?

По большому счёту все вертушки делятся на два типа[^1]: с прямым приводом (когда столик насажен непосредственно на ось двигателя) или с пассиковым (когда вращение передаётся с помощью резинового пассика).

Вертушки с прямым приводом, как правило, быстрее набирают скорость и подходят для скретчинга и прочих диджейских штук. Вертушки с пассиковым приводом разгоняются медленнее, но обычно обеспечивают более высокую равномерность вращения (меньший коэффициент детонации) и меньший уровень рокота.

Разумеется, из всех правил есть исключения, есть очень хорошие проигрыватели с прямым приводом, есть плохие проигрыватели с пассиковым. Но если бы я сегодня покупал вертушку с прямым приводом, то у неё обязательно были бы:

  • кварцевая стабилизация частоты вращения...
  • и/или линейный двигатель c большим количеством магнитных полюсов.

Главный минус проигрывателей с пассиковым приводом — необходимость периодически (раз в несколько лет) менять пассик, потому что резина со временем теряет эластичность и проигрыватель начинает «подвывать». На мой взгляд, с этим вполне можно жить.

Поддержка картриджей: 1/2 дюйма или T4P?

Стандартный картридж для винилового проигрывателя крепится к тонарму при помощи винтиков и имеет крепёжные отверстия, расположенные на расстоянии 1/2 дюйма друг от друга:

Всё бы хорошо, но эти картриджи имеют самые разные геометрию, массу и требования к прижимной силе. В результате после установки картриджа на проигрыватель его необходимо правильно настроить. И если балансировка тонарма и регулировка прижимной силы — ещё более-менее простая и понятная процедура, то юстировка картриджа по шаблону — это отличное занятие для людей с обсессивно-компульсивным расстройством личности. При этом неправильная юстировка картриджа приводит к заметному ухудшению качества звука.

В результате в 70-е годы у части производителей под чутким руководством Matsushita (Technics) лопнуло терпение, они почесали в затылке и придумали стандарт T4P (он же — P-mount). Картриджи этого стандарта имеют одинаковую массу (6 граммов), одинаковый вынос иглы (15 мм), одинаковую прижимную силу (1.25 г). Они просто вставляются в гнездо на тонарме и закрепляются одним винтом:

Благодаря этому головки T4P не нуждаются в юстировке, после установки такой головки в совместимый проигрыватель даже не надо балансировать тонарм и настраивать антискейтинг. Собственно, такие проигрыватели обычно и лишены регулировок тонарма.

Казалось бы, у T4P нет никаких минусов, одни плюсы. Увы, всё не так радужно: ассортимент картриджей данного стандарта крайне невелик и включает в основном головки начального уровня, хотя среди них есть и очень хорошие.

В итоге, на мой взгляд, проигрыватель стандарта T4P является хорошим выбором для ленивых меломанов, а обычный проигрыватель со стандартным картриджем — для тех, кто планирует модернизировать и улучшать свою систему в будущем.

Тонарм: прямой или S-образный?

Два самых распространённых на сегодняшний день типа тонарма — прямые и S-образные. Прямые тонармы обычно имеют меньшую массу и поэтому лучше совместимы с современными картриджами начального аудиофильского уровня, которые все имеют небольшую массу и высокую динамическую податливость. S-образные тонармы обычно имеют высокую или среднюю массу и поэтому лучше подходят для жёстких картриджей, требующих большой прижимной силы (к таким относятся, например, великолепные MC-картриджи Denon).

На мой взгляд, прямой лёгкий тонарм на сегодняшний день является лучшим выбором.

Советский винтаж: да или нет?

Советские проигрыватели доступны на вторичном рынке в большом количестве и, как правило, стоят копейки по сравнению с фирменными аналогами. Однако в общем случае покупать их не стоит из-за того, что в целом вся невоенная продукция в СССР делалась задней левой ногой, а качество элементной базы просто отвратительным.

При этом отдельные советские проигрыватели, удачно «слизанные» с хороших зарубежных моделей, были очень даже неплохи. В первую очередь это, конечно, «Электроника Б1-01», которая цельнотянута с Thorens TD125 и оснащена неплохой советской копией легендарного английского тонарма SME 3009. Также неплоха, например, «Электроника ЭП-060», которая оснащалась кварцевой стабилизацией частоты вращения и линейным 120-полюсным двигателем. Если этим проигрывателям сделать профилактику, можно получить очень неплохой звук.

К сожалению, хорошие советские проигрыватели на вторичном рынке стоят столько же, сколько импортные вертушки, поэтому особого смысла в их покупке я не вижу.

А вот что вполне заслуживает внимания, так это советские головки, среди которых были очень неплохие. Например, ГЗМ-043 — это советская копия Shure M75ED (вплоть до того, что с ней можно использовать иглы для Shure). ГЗМ-055 — полный аналог отличного картриджа Ortofon VMS20E MkII, производившийся в Риге по лицензии Ortofon. При этом на вторичном рынке до сих пор можно встретить новые ГЗМ «из старых запасов» по довольно смешным ценам.

Косвенные признаки хорошего винтажного проигрывателя

Хороших винтажных проигрывателей на свете очень много, все и не перечислишь. Плохих, однако, тоже немало. На мой взгляд, следующие косвенные признаки позволяют отличить хорошую вертушку от плохой:

  • Деревянный плинт. Дерево, особенно ценных пород, — достаточно дорогой материал, на фуфло его не переводили.

  • Использование всяких хитрых материалов. Например, у некоторых проигрывателей основа сделана из минеральной крошки, залитой пластиком. Этот материал очень похож на искусственный камень, из которого делают кухонные столешницы. В результате проигрыватель получается тяжёлым и малочувствительным к вибрации и резонансам.

  • Виброразвязка. В хороших проигрывателях платформа, на которой крепятся тонарм и планшайба, подвешена в корпусе и изолирована от вибраций и рокота двигателя (к вертушкам с прямым приводом это, естественно, не относится, поэтому они предъявляют особые требования к качеству двигателя).

Так что покупать-то?

На мой взгляд, из новых недорогих проигрывателей оптимальным выбором является Project Debut Carbon, который оснащается очень хорошим углепластиковым тонармом и к тому же поставляется с очень достойным картриджем Ortofon OM10. Это очень простая модель с полностью ручным управлением, которая звучит очень неплохо и которую можно апгрейдить в будущем.

Как я уже говорил, винтажных проигрывателей в мире существует гигантское количество. Лично я без раздумий купил бы любую из следующих вертушек:

  • любую модель CEC (Chuo Denki) с деревянным плинтом и ременным приводом;
  • любой Denon с электронным тонармом;
  • практически любую роликовую модель Dual, а также избранные модели с прямым приводом (например, Dual 701 и 704);
  • практически любой Pioneer (не считая поздних пластиковых поделок);
  • любую Sony линейки PS-X с первой цифрой индекса старше 5 (например, PS-X65, хотя вообще этих моделей около десятка);
  • любой Technics линейки SL-1x00 и некоторые модели линейки SL-Q (SL-Q2, Q3, Q33);
  • любой Thorens с тонармом TP-16 или TP-22, тяжёлым опорным диском и деревянным плинтом;
  • любую модель Trio/Kenwood с деревянным или композитным плинтом (начиная от KD-2055).

Хотя и этот список далеко не полон.

В следующий раз мы поговорим о катриджах. И это будет ещё интереснее.

[^1]: Есть ещё проигрыватели с роликовым приводом, но они сейчас встречаются настолько редко, что о них можно забыть.

pavelurusov.com

Как выбрать свой первый проигрыватель винила

Михаил Борзенков рассказывает о выборе своего первого винилового проигрывателя

Теме возрождения винила мы уже посвящали целую серию материалов. На этот раз мы расскажем о том, как выбрать свой первый проигрыватель винила. Для этого мы попросили главного редактора аудиофильского журнала Stereo&Video составить простую инструкцию для новичков, желающих приобщиться к винилу и не наделать глупостей. 

Сколько нужно денег?

Начнем с самого важного. И сразу вас хочу успокоить: винил — это недорого. Хватит 10000 рублей. Это десять пластинок, а модных так и вовсе пять штук. Но сильно дешевле отделаться тоже не рассчитывайте. Почему — читайте дальше.  

Что придется купить?

Пройдёмся по азам. Из чего технически состоит аудиосистема для воспроизведения винила? Во-первых, это сам проигрыватель, задача которого крутить диск на «столе» и тонармом держать головку звукоснимателя, которая иглой бороздит канавки на пластинке и преобразует механические колебания в электрические. Они-то и поступают на два проводка с разъемами RCA («тюльпаны» в нашем фольклоре), которые торчат из проигрывателя и ждут, пока вы их куда-нибудь воткнёте. 

Воткнуть их придётся прежде всего в коробчку под названием «фонокорректор». Дело в том, что сигнал, который выдает проигрыватель винила, — как бы это сказать, «кривой». Его специально портят, убирают часть частотного спектра (в основном низкочастотный диапазон), чтобы звук физически можно было записать на пластинку. После того как иголка воспроизводит записанный сигнал, его нужно «скорректировать» обратно до нормального — это обязательная процедура. 

«тюльпаны»

Ламповый фонокорректорIcon Audio PS 2 MM

После корректора вам понадобится усилитель, который слабый сигнал звукоснимателя накачивает энергией настолько, чтобы он смог двигать диффузоры в динамиках колонок. Колонки — это последний необходимый компонент, всего получилось 4 предмета, и 10 тысяч стремительно обесценивающихся рублей на них вам, конечно же, не хватит. 

Аудиосистема BlueTube(ламповый усилитель и колонки)

Без чего можно обойтись? 

Прежде всего — без чего нельзя. В любом случае вам нужно иметь сам проигрыватель. А вот дальше становится интереснее. Фонокорректор — это весьма маленькая коробочка, и добрая половина недорогих проигрывателей (а мы говорим именно о них) продаются со встроенным корректором — то есть на выходном проводе такого аппарата уже нормальный сигнал, и его можно втыкать куда угодно. В идеале — в усилитель, к которому подключена пара колонок. Кстати, фонокорректор бывает встроен и в усилитель — это тоже не редкость, так что избавиться от лишней траты можно и на этом этапе.  

Однако я буду смотреть правде в глаза и признаю, что усилителя и колонок у вас наверняка нет, а если и были когда-то у папы — то сломаны, выкинуты или забыты. А есть у вас скорее всего две вещи: док для iPhone со входом AUX на mini-jack и компьютерные колонки с проводком на том же mini-jack, который воткнут в выход для наушников вашего ноутбука.  

Плохая новость — это всё, конечно, не даст вам возможности насладиться звуком винила по-настоящему. Хорошая новость — тем не менее, даже такое барахло можно подключить к проигрывателю с фонокорректором и начать слушать пластинки! Понадобится всего лишь копеечный переходник. 

Я знаю одного модного московского журналиста и клубного деятеля, который за неимением дома буквально ничего, что могло бы воспроизводить звук, воткнул проигрыватель в телевизор! Так и слушает пластинки вот уже второй год, и ничего. 

Так что обойтись можно для начала без всего, кроме самого проигрывателя, но вот он обязательно должен быть хорошим. 

Я знаю одного модного московского журналиста и клубного деятеля, который за неимением дома буквально ничего, что могло бы воспроизводить звук, воткнул проигрыватель в телевизор! Так и слушает пластинки вот уже второй год, и ничего. 

Чем хороший проигрыватель отличается от плохого?

Опять придется вытерпеть немного теории. Итак, аналоговая звукозапись, как и воспроизведение оной, — процесс электромеханический. То есть огромную роль в нём играет не только электрический ток, но и механические узлы проигрывателя: шарниры тонарма, качество мотора, точность, заточка и материал иголки — всё это настолько влияет на процесс, что проблемы с механической частью могут не только помешать вам слушать музыку, но вообще испортить ваши пластинки. Ещё в советские времена вездесущий электрофон «Школьный» стал ужасом меломана, потому что его дубовая игла с трёх прослушиваний умудрялась срезать изгибы звуковой дорожки и навсегда оставить на пластинке треск и скрежет. 

электрофон «Школьный»

Способен навсегда испортитьваши пластинки

Так вот, все слишком дешёвые проигрыватели занимаются именно этим. Плохая механика и неточная подгонка деталей для пластинок смертельны. Слушать винил, купленный за 1000 рублей, на пластмассовой бубнелке за 3000 — не только безнравственно, но и просто опасно. Пожалейте ваш винил! Пьезоголовки таких проигрывателей непременно убьют ваши пластинки — это я вам обещаю.

Какой же проигрыватель купить?

Самое очевидное отличие приличного или хотя бы «не ужасного» проигрывателя от вредоносного состоит в том, что приличный, как правило, не умеет играть сам по себе. Его обязательно нужно включить в какой-то ещё девайс, который будет работать как усилитель и колонка. Самый дешёвый из общедоступных проигрывателей такого рода — Pioneer PL990, чья конструкция и внешний вид не менялись уже лет 30: как в 80-х склепали этого пластмассового уродца, так и делают до сих пор на той же корейской фабрике. 

Проигрыватель Pioneer PL990

Ни удовольствия от обращения с ним, ни хорошего звука вы не получите, но по крайней мере он не испортит ваши пластинки! Я согласен, это уже большой плюс. 

Но мне бы всё-таки хотелось, чтобы если вы уж купили проигрыватель, то, он во-первых, работал бы надёжно и долго, во-вторых, пользоваться им было приятно, потому что сделан он не из колбасных обрезков, и в-третьих, чтобы мог извлечь из пластинки тот самый «тёплый аналоговый звук», так, чтобы, когда вы наконец решитесь вместо телевизора использовать нормальную аудиосистему, проигрыватель смог показать, на что способен на самом деле. Вот отсюда и появилась условная цифра в 10000 рублей, на которые уже можно рассчитывать приобрести что-то мало-мальски приличное. Типичный пример — один из недорогих проигрывателей австрийско-чешской фирмы Pro-Ject, который и сделан неплохо, и выглядит хорошо, и на ощупь приятен, и музыку играть умеет.

 ,  

Слушать винил, купленный за 1000 рублей, на пластмассовой бубнелке за 3000 — не только безнравственно, но и просто опасно

Проигрыватель винилаPro-Ject Essential II (OM5e)

Мой личный фаворит — проигрыватель Rega RP1. Во-первых, он один-единственный в своём роде и за эти деньги сделан в Англии, и я сам лично видел, как они их там собирают — всё правда. Во-вторых, у него самая качественная механика, предельно простая в настройке и обращении. Некоторые узлы с первого раза пугают своей безыскусностью, но при этом они работают годами. Кроме того, у него очень породистый собственный звук, а это в копеечной вертушке вообще удивительно и сногсшибательно. 

Если вам не нравится конструкция типа «доска и рука» от Pro-Ject и Rega (хотя за эти деньги это самый оптимальный вариант), можно присмотреться к псевдодиджейским вертушкам вроде Sherwood.

Проигрыватель Sherwood PM-9805

В принципе, это тоже приемлемый вариант, таких визуальных копий легендарного Technics 1200 на рынке довольно много и под разными брендами, но в них есть подвох. Даже несколько. Настоящий диджейский проигрыватель оснащён прямым приводом — то есть диск сидит прямо на моторе, поэтому его можно останавливать руками, вертеть как хочется, скретчить, и ничего ему не будет. Но вы и поинтересуйтесь, насколько дороже стоит настоящая профессиональная вертушка.

А Sherwood удешевлён, и привод у него пассиковый — так что никаких скретчей и тому подобных забав: приводной ремень растянется, слетит, порвётся, и конец вашему винилу. Второй момент — корпус. В отличе от железного Technics’a или ДСП-шной Rega, такие вертушки сделаны из банальной пластмассы, вибрации они не только толком не рассеивают, но ещё и добавляют свой вредный дребезг, и всё это передаётся на головку и в ваши колонки — всё это будет гудеть, трещать и заводиться на низких частотах в самый неподходящий момент. Но зато дёшево и на первый взгляд солидно выглядит. 

Последний совет 

Итак, не покупайте ничего слишком дешёвого, выбирайте сердцем и помните о главном: винил вернулся, и мимо нам уже не пройти. Ну а в следующий раз поговорим о том, как вытянуть из вашего проигрывателя всё, на что он способен.  

www.furfur.me


Смотрите также