Как выбрать вилку для горного велосипеда


Как выбрать велосипедную вилку для MTB

Что такое амортизационные вилки, для чего они необходимы, какие виды велосипедных вилок бываю, и почему они так дорого стоят? Вилка- это треть велосипеда по качеству работы и по образованию цены. В этой статье мы доступно расскажем все нюансы и подробности, которые помогут вам понять выбрать хороший передний амортизатор.

Мы рассмотрим вилки для горных велосипедов для катания в стиле кросс кантри.  Для катания по пересеченной, а тем более по горной местности с крутыми спусками и большими камнями, хорошая, надежная вилка, которая обеспечивает качественную амортизацию просто необходимое условие, от нее зависит ваше здоровье и безопасность.

Вилки устанавливают на горные велосипеды, велосипеды для агрессивного катания, катания по бездорожью и на некоторые модели кроссовых и туристических велосипедов. Вилки, которые не имеют механизмов амортизации называют ригидными.

Принцип работы амортизационных вилок

Амортизация– (от фр. -amortisseur) — процесс гашения колебаний и поглощения толчков, и ударов подвижных элементов в механизмах.

Вилка состоит из ног, штанов, пружины и демпфера, и рычагов настройки. Пружина (воздушная пружина) принимает на себя удары и сжимается, она отвечает за жесткость вилки и рассчитана на определенный вес нагрузки, который она может выдержать.

Демпфер– механизм, который помогает этой пружине сжиматься и возвращаться на место плавно, а не выстреливать как катапульта. Его настройки помогают регулировать скорость срабатывания и скорость возвращения пружины на место. Также можно заблокировать вилку, там, где ее работа не нужна, это увеличивает скорость.

В качественных вилках за счет этих технологических придумок колесо имеет почти неотрывный контакт с поверхностью, а вилка отрабатывает (поглощает, слизывает, кушает) неровности, толчки, вибрации, когда вы едете вперед, вниз, или вверх. Она обеспечивая комфорт, и возможность быстро и маневренно проезжать сложные участки, не получать удары по рукам и по велосипеду.

Так работает хорошая велосипедная вилка

От сложности механизма, и качества материалов зависит эффективность амортизации, плавность и скорость работы, прочность вилки (она же берет на себя все удары вашего катания) и соответственно цена.

Амортизационные велосипедные вилки бывают

В зависимости от принципов и механизмов работы вилки разделяются на виды:

Вилки первых двух видов можно отнести к наименее работающим, они не обеспечивают комфортного ощущения от езды. Езда на таком велосипеде не сильно отличается от катания на ригидной вилке. Но добавляет велосипеду к весу и цене. С другой стороны, все велосипеды в начальной и средней ценовой категории оснащены такими вилками, это как, дань моде.

Механизм работы- пружина, которая отскакивает в момент нагрузки, она не чувствительна к мелким преградам, не гасит вибрации, отдает удар в руки, и отскакивает, когда ей хочется, а не когда это нужно вам. Эластомер- кусок резинки (как канцелярский ластик) противодействует обратному отскоку пружины, чуть его смягчая, за счет механического трения резины об штаны, и вязкости смазки. Это более комфортный вариант, но все равно, хорошо он не работает.

При температуре +5 застывает и вилка становиться каменной. Срок жизни таких вилок- 1-2 года, потом они амортизируют за счет люфта (что опасно), или клинят и не работают вообще. Но для катания в прогулочном режиме по паркам их ресурса вполне хватает. Они дешевые, и цена хороший индикатор комфорта.

Для наглядности: и Таврия и Лексус – машины которые ездят, но есть нюансы. Пружина-Таврия, ластомер- Ланос.

Качественные вилки, в которых используются сложные технологии. Они дороже по цене, изготовляются из качественного метала, ноги хорошо отполированы, и это уже та необходимость для серозного, технического и катания, и езды на дальние дистанции.

Они амортизируют за счет металлической пружины, воздушной пружины (картриджа со сжатым воздухом, воздух, как пружина, сжимается под давлением и возвращается на исходную позицию, когда давления нет) и картриджа с маслом. Соединение этих технологий в разных комбинациях дарит нам комфорт в седле.

Почти во всех современных вилках используются воздушные камеры высокого давления. Жесткость вилки регулируется количеством воздуха (давление в воздушной камере), который мы вдуваем специальным насосом.

Такие вилки будут хорошо работать как у маленькой девушки до 50 кг, так и под мускулистым мужчиной с весом под 100 кг, настроить их просто и быстро. На сколько будет продавливаться вилка, мы контролируем легким п-ш-ш-ш, а не физическими свойствами метала, из которого сделана пружина.

Демпфер- масляная камера, в которой ходит поршень. От удара вязкое масло и перетекает вверх через отверстие в клапане, а после, возвращается обратно. Вот от того, с какой скоростью оно возвращается обратно, зависит скорость отскока пружины (возвращение пружины в состояние покоя).

Это регулируется специальным поршнем на вилке (по факту, механическая регулировка ширины отверстия в клапане, через которое масло возвращается), и позволяет настроить вилку под нужные условия катания. Например, когда много мелких камешков отскок должен быть быстрым.

• Читайте также:   Как заменить втулку на велосипеде

Такие вилки работают, поглощают вибрации, не выстреливают, и не дают ударов по рукам, колесо едет не отрываясь от земли, а вам удобно и радостно. Как правило, в одной ноге пружина, а во второй механизм компенсации отскока.

В современных вилках могут комбинировать системы воздух-масло, пружина-масло (но пружины стоят очень качественные). Они долговечны, помогают переносить ударную нагрузку другим узлам велосипеда, и все остальные детали тоже живут дольше. Цена таких вилок начинается от 200 у.е, и оно того стоит. Если вернуться к машинной аналогии- то в этом классе комфорт от Тойоты до Лексуса.

 Распространенные бренды велосипедных вилок

  • RockShox. Детали данного производителя являются наиболее распространенными среди всех категорий байкеров. Модели данного бренда представлены во всех ценовых диапазонах. Это качественные вилки.
  • Fox. Это производитель дорогих и качественных амортизационных вилок для катания по горам с высокими нагрузками, для любителей и профессиональных спортсменов.
  • Magura. Дорогие и надежные изделия высокого уровня, предназначенные для любителей и профессиональных спортсменов, у нас довольно редки.
  • Manitou. Уровень вилок данного производителя относят к среднему и профессиональному сегменту. Их так же, не часто встретишь.
  • RST. Деталями этого производителя комплектуются велосипеды низкого и среднего ценового сегмента, их надежность и качество соответствующие.
  • SR Suntour. Это самая распространённая модель вилок в нашей стране. Кроме оригинальных моделей пружинных и эластомерных вилок, многие производители брендируют вилки для своих велосипедов низкой и средней ценовой категории. Но еще Suntour предлагает качественные воздушно-масляные вилки, которые неплохо конкурируют с моделями RockShox.

Настройки велосипедной вилки: рычажки и переключатели, что, зачем?

LockOut (Блокиратор) самая простая и понятная механическая функция блокировки пружины (картриджа). Пружина перестает работать, вас не раскачивает, например на ровной дороге или в подъеме, тем самым экономятся ваши силы. Присутствует даже на самых дешевых моделях.

Важно контролировать, когда вы заблокировали вилку, и по привычке переезжаете препятствия, то вилка не сработает, и велосипед может организовать Вам свободный полет. В некоторых дорогих моделях кнопка которая включает эту функцию вынесена на руль, то есть, переключаться можно без остановки, на ходу, а это удобно.

Preload (Предварительная нагрузка) –настройка жесткости пружины. По факту, этот рычажок позволяет настроить показатель (SAG)- величина в процентах, на сколько просядет ваша вилка, когда вы просто сядете на велосипед и дадите на вилку нагрузку в виде вашего веса. Для МТБ этот показатель должен быть 15-25% от хода вилки.

Это показатель нужен что бы правильно настроить работу вилки. Если она сильно проседает- вам может не хватать хода вилки для преодоления препятствий, и сильно раскачивать там, где это не нужно, если не достаточно проседает- не будет достаточно чувствовать мелкие препятствия, и бить по рукам.

На пружинных вариантах- это довольно бесполезная крутилка, жесткость — пружины- это ее механическое свойство, хотите поменять жесткость-меняйте пружину.  На вилках с воздушным картриджем этот показатель регулируется тем, сколько воздуха вы накачаете в вилку, под ваш конкретный вес.

Rebound скорость отскока вилки- скорость, с которой пружина возвращается в исходное положение после сжатия. Этот показатель отвечает за мягкость и скорость, с которой вилка будет готова снова сработать.

Как мы уже писали- за это отвечает крутилка, которая регулирует ширину отверстия в масляном картридже, чем шире отверстие- тем выше скорость отскока.

На практике если выставить скорость ниже, чем вам надо- вилка будет не готова отработать что-то новое, и будет опаздывать. Если скорость отскока больше чем вам надо- то вилка будет «отскакивать» вам в руки и чуть подкидывать при переезде препятствий.

Актуально для вилок старших моделей, у которых есть демпфер.

Скорость сжатия (сompression) скорость сжатия пружины – при высоком показателе- пружина будет более жестко и быстро работать при наезде на препятствия, при более низком- будет более плавной и мягкой. Это показатель так же, поможет вам идеально настроить вилку под себя, и под свои условия катания.

Жесткая вилка- для более агрессивного катания, когда надо отрабатывать камни и удары от прыжков резко и быстро. Но при езде по прямой- резко и быстро не надо, надо что бы отрабатывались мелкие неровности. Это удовольствие так же, доступно только для обладателей качественных вилок.

Сейчас, на дорогих велосипедах, даже есть кнопка на руле, которая может сократить размер хода вилки, если ход большой, а он вам в конкретный момент не нужен. Но это, скорее частности.

И про настройки- комбинации из этих 3-х настроек поможет чувствовать себя на велосипеде хорошо и удобно. Как правило, люди себе выставляют настройки, и на них катаются годами. Хорошая схема. Но мы советуем Вам прислушаться работе вашей вилки, и не бояться что-то менять в настройках, если вилка работает как-то не так, ищите идеал.

Какой ход вилки мне требуется?

Лучший выбор – 100 мм. Золотой стандарт почти для всего.

Допустимы колебания в пределах +/- 20 мм хода. Если вы катаете что-то другое, то вы уже понимаете, зачем Вам нужна вилка с большим ходом. Есть еще 80 мм, но это про бюджетные и подростковые модели.  А вы же помните, что бюджетные вилки не работают.

Если вы покупаете вилку отдельно от велосипеда, обязательно обратите внимание на характеристики рамы, там написано, какой длинны вилка (Fork length ) Вам нужна. Если купите длиннее или короче- есть шанс нарушить геометрию велосипеда и испортить все ходовые характеристики.

Чем следует руководствоваться при выборе Велосипедной вилки

Цена: Почему хорошие вилки дорого стоят мы уже рассказали. Если вы откатались на велосипеде и уже убили свою эластомерку, а кататься вам хочется много, и вам это нравиться- покупайте хорошую вилку. По цене это будет тоже самое, что 2-3 раза купить плохую, а срок эксплуатации у хороших вилок при правильном уходе значительно дольше.

Про комфорт, и другой мир возможностей катания мы тоже уже говорили. Если вы просто катаетесь по парку и вас все устраивает, расти вы не хотите- чините эластомерку. Если у Вас уже стоит хорошая вилка, но хочется еще более хорошую – и вы не знаете, куда еще потратить денег- можете вложиться в апгрейд, но при этом вы должны четко понимать, что оно вам дает, и зачем вам облегчать велосипед на эти 200 грамм за N долларов.

Если вы намерены участвовать в гонках, хорошая и дорогая вилка поможет вам в чем-то выиграть

Стиль катания: тут есть две опции: для езды и для более агрессивной езды с прыжками. В горах нужна хорошая вилка, на грунтах нужна хорошая вилка, при прыжках хорошая амортизация не заменима.  И техника. Если не уметь технично ездить- вилка не решает. Но если ее нет, технично ездить очень сложно. Поэтому, выбирая вилку, вы же, уже понимаете, где и как вы хотите ездить. Если еще не понимаете- берите хорошую вилку начального уровня, в случае чего- продадите и купите уже то, что вам надо.

Вес наездника: Если вы весите в рамках среднестатистической нормы- особых проблем не будет. Если вы легки и хрупки- вилки с воздушным поршнем дают возможность настроить вес под себя.

Если ваши 100 кг бодро перемещаются с большой скоростью вниз по камням, облегченные вилки с тонкими ногами не покупайте. Надо выбирать модели, которые имеют большой запас механической прочности.

Обычно, вилки рассчитаны на максимальное значение в 110 кг, поэтому, обязательно изучите эти параметры перед покупкой. Нужно брать толстые ноги, контролировать жесткость, правильно накачивать, главное, что бы она не пробивалась( ситуация, когда вилка вжимается полностью и в конце можно услышать характерный звук удара ног об неподвижные части, ситуация чревата тем, что можно повредить внутренности вилки, а ремонтировать ее сложно и дорого, и не всегда возможно)

Популярность и легкость в обслуживании: странный критерий, но пока, в наших условиях, дорогие вилки к нам завозят редко, а специалистов, которые могли бы их чинить- не так много. По этому, старайтесь выбирать популярные модели, таким образом вы гарантируете себе, что в случае чего найдете мастера который такую вилку видел и умеет, и запчасти к ней можно будет купить у нас в стране.

К сожалению, у нас в Украине, нет сервисных центров известных производителей. А слать на ремонт вилку в другую стану бандеролью – сомнительное удовольствие.

Какой диаметр ног предпочтительнее?

Лучше 32 мм. Ноги влияют на общий вес рамы и на вес всего велосипеда соответственно. Ноги бывают стальными и алюминиевыми. А еще их анодируют, покрывают разными покрытиями и защитами, чтобы уберечь от коррозии, повысить прочность и характеристики скольжения. При выборе нужно понимать, что для Вас важнее, вес, цена, прочность.

Нужна ли хорошая вилка для езды по асфальту?

Для езды по асфальту существуют специальные дорожные и шоссейные велосипеды. С ригидной вилкой. Часть городских велосипедов имеют амортизационную вилку. Если рассматривать комбинированные варианты –грунт/асфальт- то да, вилка нужна. В любом случае, вы сможете ее заблокировать.

В условиях наших дорог, которые в некоторых местах как после бомбежки, и в городах есть брусчатка, бровки и куча других препятствий- использование амортизационной велосипедной вилки вполне оправдано. Хотя, по сути, не совсем правильно. Решайте сами, главное, чтобы вам было удобно. Мнений и дискуссий на этот счет очень много. Ну а лучший выход из этой дилеммы- иметь 8 велосипедов на все случаи жизни.

Уход за вилкой

Делимся секретом. Никогда не мойте вилку керхером. И втулки. Вилки сейчас производят герметичными-в дорогих моделях предусмотрено много придумок, что бы в вилочку не попадала вода и грязь. То есть велосипед можно полоскать в речке, и если он качественный, то ему ничего после этого не будет. Если заляпались- протирайте ноги тряпочкой. Некоторые маркетологи рекомендуют специальные силиконовые спрейи, но их эффективность не доказана.

Обязательно нужно сдавать вилку на ТО. Или перебирать ее самостоятельно, если у Вас настолько прямые руки, обучающих видео хватает с головой. Если этого не делать, то ноги может съесть коррозия, а механизмы могут перестать адекватно работать. Посему, если вы увидели, что на вилке какие-то потеки или сгустки масла- несите к механику.

ТО нужно делать 1-2 в сезон, в зависимости от интенсивности катания и того, как часто вы попадаете в грязищу. Если все делать правильно, то ваша вилка может отслужить Вам 20 и более тыс км пробега. Главное, чтобы в ней не оказалось заводского брака, но от этого, к сожалению, никто не застрахован.

Что касается пружинок и эластомерок- то частая переборка будет делать Вашу жизнь чуточку комфортнее. Они как раз и перестают работать из-за того, что грязезащита там плохая, и вилка натягивает всякого внутрь, забивается и замирает.

Где купить велосипедную вилку?

Самым простым и выгодным вариантом будет купить с велосипедом. Хорошие вилки по приятным ценам, особенно, в сезон скидок, покупают на зарубежных сайтах. Там продается широкий ассортимент от разных производителей, и есть из чего выбирать.

Нужно подождать несколько недель, получить посылку, установить и принимать поздравления. Правда, если с ней что-то случиться- придется слать обратно, если поломка – гарантийный случай. Выписывать запчасти, тоже, часто приходиться за границей.

Механиков, которые хорошо разбираются в сложных амортизаторах, и могут все хорошо починить – нужно знать, любить и угощать вкусненьким, они редки. Ловите распродажи и черную пятницу. И еще, так как стандарт колес 26” перестает быть модным, вилки этой категории сейчас очень хорошо распродают по приятным ценам.

Из-за невысокой покупательской способности к нам не везут много дорогих и вилок, выбор хороших моделей весьма скуден и покупать тут будет чуть дороже. Есть рынок б.у вилок, там, где можно купить вилку дешевле, но со всеми сопутствующими рисками.

Что же касается вариантов эластомерок и дешевых – хороший выбор есть в наших магазинах, но прочитав эту статью, подумайте, нужны ли они вам. Так же есть в магазинах вилки пружинно-масляные за 100-200 баксов, но их, почему-то, никто не рекомендует, некоторые модели не подлежат ремонту. Лучше доплатить еще чуть-чуть, и купить себе хорошую вещь, которая будет работать дольше и лучше.

Хорошие велосипедные вилки, рекомендуем:

Надеюсь у нас получилось доступно рассказать о вилках и привести в порядок картинку об этих замечательных механизмах. Для того что бы купить вилку, не обязательно досконально понимать все эти сложности.

Что бы не быть голословными, мы хотим дать некоторые субъективные рекомендации по выбору. Мы спросили двух веломехаников, и троих спортсменов (они хорошо разбираться в теме) что бы они порекомендовали купить, в разных ценовых категориях, людям, которые хотят купить хорошую амортизационную вилку на велосипед.

Дешевые пружинные и эластомерные вилки – разнообразные Suntour – которые подбираться под размер колеса, и в общем ничего особенного выделять среди них не стоит.

Хорошие амортизационные вилки начального класса: там уже есть системы амортизации, регулировки, масляный демпфер, и их вполне хватает для комфортного и активного катания по пересеченке и в горах, прайс 200-300 у.е:

Rockshox ХС30 и ХС32, раньше они назывались Tora. Хороши как пружинные версии так и воздушные версии.  Suntour RaidOn хороший образец качества, которое разительно отличается от моделей подешевле.

Хорошие амортизационные вилки среднего класса: там уже используется больше всяких технологий для более четкой работы и тонкой подстройки. Подходят для активного катания с элементами ударных нагрузок, будут актуальны для вас, если вы ездите много, гонитесь за легким весом велосипеда, комфортом, участвуете в соревнованиях, или любите технично кататься в таких местах – где хорошая работа амортизатора необходима.

Прайс от 300 до 500 у.е. Назовем, наверное, самые заслуженно популярные вилки RockShox Recon и Reba, Sid, качественный Suntour Epicon, Axon.

У Fox есть легендарная линейка вилок Float 32 для МТБ, на распродажах можно поймать хорошую цену.

Хорошие амортизационные вилки высокого класса: тут мы говорим про лучшее, что может быть на велосипедах: технологичность, легкость, четкость работы механизмов, и лучшие инженерные инновации, которые придумали, чтобы ездить было клево.

Будут актуальны, если вы любите максимальный комфорт, имеете много денег, участвуете в соревнованиях, или просто хотите, чтобы Вам все завидовали. Прайс на такие вилки начинается от 400 у.е. и до…..

Fox вилки этого бренда имеют много собственные конструкторских решений, плохого они просто не выпускают, и вполне заслужили свою репутацию… и цену.

Lefty – одноногая вилка, которая считается самой жесткой в мире и неким фетишем среди велофанатов.

Опять же, в этой статье мы не рассматриваем дорогие вилки с большим ходом, которые используются во всяких экстремальных и прыжковых активностях.

Надеемся, что эта информация была вам полезна, стремитесь к лучшему, и используйте все те возможности, которые нам дарит прогресс, для того что бы открывать новые возможности катания на вашем горном велосипеде!

www.veloturist.org.ua

Какую вилку выбрать для велосипеда?

Велосипедная вилка – важная и довольно дорогая деталь, которая удерживает переднее колесо, соединяя его с рулем, и помогает комфортно преодолевать препятствия (может быть дополнительно установлена и на заднем колесе горных двухподвесов).

Выбор вилки для велосипеда: жесткая или мягкая?

Жесткая вилка – простая конструкция без движущихся частей. Все чаще производители велосипедов отказываются от таких вилок, потому что с ними сложно развить хорошую скорость на неровной дороге, но они по-прежнему встречаются на шоссейниках. Главное преимущество – легкость и прочность, что особенно важно во время спортивных гонок, они хорошо выдерживают морозы, долго не изнашиваются и реже требуют замены.

Выбирать такую вилку стоит в следующих случаях:

  • Вы предпочитаете прогулочный стиль катания, иногда на больших скоростях, но только по ровной асфальтированной поверхности;
  • На велосипеде будет кататься ребенок;
  • Велосипед будет использоваться для велотриала (спортивное преодоление препятствий на велосипеде).

Амортизационная мягкая вилка – вилка-пружинка, которая вместе со специальным устройством для гашения колебаний (демпфером) создает систему амортизации на велосипеде.

                        

Преимущества амортизационных вилок:

  • Сглаживает и смягчает различные неровности дороги;
  • Велосипедист может развивать большую скорость на бездорожье, при этом прикладывая меньше усилий;
  • Позволяет лучше контролировать и управлять велосипедом на большой скорости.

Недостатки – больший вес и стоимость, большее количество деталей, которые время от времени приходится менять.

Амортизационные вилки в свою очередь делятся на следующие подвиды:

  • Воздушные – две герметические емкости, которые работают как пружины за счет того, что специальный поршень при нагрузке сжимает воздух. Легкие, простые в использовании, но при агрессивной езде емкости могут начать пропускать воздух;
  • Масляно-воздушные – герметические емкости в качестве пружины и масляная система в качестве демпфера, дешевле масляно-пружинных;
  • Масляно-пружинные — стальная пружина и масляная система, которая работает как демпфер. Удобные в настройке, надежные, но дорогие;
  • Пружинно-эластомерные – стальная пружина и эластомер в качестве демпфера. Недорогие по сравнению с другими амортизационными вилками;
  • Пружинные – стальная пружина, нет демпфера, поэтому нельзя назвать их амортизационными в чистом виде; обеспечивают минимальный комфорт при езде, зато стоят гораздо дешевле остальных.

Как выбрать вилку для велосипеда?

Как и с велосипедом, при выборе вилки нужно учитывать стиль езды и местность, по которой вы будете кататься. Для преодоления неровностей идеально подойдет мягкая амортизационная, а для тренировок на шоссейном велосипеде – жесткая.

Если вы покупаете недорогой велосипед, скорее всего, вилка будет не лучшего качества и со временем придется ее поменять.

Когда вы будете выбирать новую вилку, обратите внимание, чтобы она была достаточно легкой и не утяжеляла велосипед. В то же время эта деталь должна быть прочной, а запчасти при необходимости можно было легко заменить. Обратите внимание, чтобы новая по длине совпадала с предыдущей. Если вес велосипедиста небольшой, то ему лучше подойдут воздушные, для более тяжелых ездоков – пружинные.

В зависимости от материала, вилки могут быть стальными, алюминиевыми, карбоновыми и титановыми. Все они отличаются хорошей прочностью, но первые два вида – стоят дешевле, но весят достаточно много, карбоновые и титановые гораздо легче, но и стоить могут в два раза дороже.

chtoestchto.ru

Велосипедная вилка

Передняя вилка – такой же важный элемент велосипеда, как и его рама. Велосипедная вилка является продолжением рамы, и служит для того, чтобы:

  • Держать переднее колесо;
  • Осуществлять поворот колеса на угол, равный углу поворота руля;
  • Удерживать траекторию поворота;
  • Принимать на себя нагрузки, возникающие при торможении;
  • Гасить вибрации вызванные неровностями дороги – и это характерно не только для амортизационных передних вилок, но и жестких, или как их еще называют, ригидных.

Эти функции обеспечиваются непростым устройством велосипедных вилок.  

Устройство велосипедной вилки

Очень хорошо составные части вилки для велосипеда видно на картинке, рассмотрим их более подробно.

  • Шток – это ось вилки. Он крепко вставлен в коронку вилки с одной стороны, а с другой – удерживается с помощью выноса руля, будучи установленным в рулевой стакан.
  • Корона – элемент вилки, в который запрессованы шток и ее ноги. Бывают одно- и двухкоронные вилки. Одна коронка применяется на вилках с небольшим ходом для обычных горных и гибридных велосипедов, две – на велосипедах, рассчитанных для скоростного спуска и прыжков.
  • Ноги, или аналог у жестких вилок – перья , - часть вилки трубчатой формы, которая задвигается в штаны амортизационной вилки или непосредственно подходит к оси колеса, как у жестких вилок.
  • Штаны – данная деталь относится лишь к амортизационной вилке. Штаны представляют из себя два стакана, внутрь которых входят ноги вилки. Соединяются с помощью гориллы, составляя таким образом единую монолитную конструкцию. Дешевые велосипедные вилки используют алюминиевые сплавы низкого качества. Чем дороже вилка, тем больший процент в них магния, что делает вилку надежнее. Некоторые вилки используют сплав алюминия и карбона.
  • Крепление под дисковый тормоз - если считаете, что дисковые тормоза лучше ободных, то оно вам понадобится.
  • Дропауты – продолжение штанов вилки, в точке которых крепятся колеса. Бывают открытого (под эксцентрик) и закрытого типа.

Дальше рассмотрим особенности устройства амортизационной вилки.  

Принцип работы и конструкция амортизационной велосипедной вилки

Для амортизации любая подобная вилка состоит из пружины и демпфера. Пружина необходима для того, чтобы аккумулировать энергию, которая затрачивается на сжатие при наезде на препятствие. После этого естественно пружина хочет совершить обратное действие – разжаться, высвободить энергию так, что произойдет резкое отталкивание руля вверх. Это негативный эффект, потому что ухудшается управление велосипедом из-за худшего контакта колеса с поверхностью, а так же по причине повышенной нагрузки на руки. Если у вас болят руки, то причина может крыться именно в этом. Я также описывал причины возникновение и других болей, рекомендую почитать.

Чтобы снизить негативный эффект пружины нужен демпфер – так званое внутреннее амортизирующее устройство. Он замедляет отскок пружины благодаря маслу, которое создает вязкость, перетекая в клапанах демпфера. Таким образом, накопленная энергия в пружине частично переходит в тепловую.

Поэтому выходит так, что при наезде на препятствие пружина вилки быстро сжимается, после чего демпфер замедляет отскок, делает его плавным и мягким. От настройки демпфера во многом зависит характер работы вилки.

Виды демпферов

Квази-демпфер – фактически демпфера как такого нет. Для гасения энергии пружины применяется просто трение между ногами и направляющими в штанах. Естественно, такая имитация демпфера не может обеспечивать нормальную и долгую работу вилки, а поэтому подойдет в лучшем случае для детей, но устанавливаются при этом и на многие взрослые велосипеды.

Эластомерный демпфер – является своеобразным куском мягкого пластика, который вставляется в пружину. При сжатии пружины диаметр эластомера увеличивается, создавая при отскоке дополнительное сопротивление. Качество работы такой велосипедной вилки также оставляет желать лучшего. Основные недостатки эластомерного демфера:

  • Создаваемое сопротивление распределяется неравномерно (за 1/5 длину вилки), увеличиваясь после этого с повышенной скоростью. Поэтому большие неровности вилка не может обработать нормально. Как говорят в народе, вилка тупит;
  • При высоких скоростях работа вилки становится очень жесткой;
  • Сделать длинноходную вилку с таким демпфером невозможно;
  • Из-за того что смазка единожды наносится только на демпфер, со временем она соскабливается пружиной. В результате пластик, из которого и делается демпфер, портится, постепенно крошится и в какой-то момент вообще перестает работать.

Гидравлический, или масляный демпфер. Характер его работы уже был описан выше, где рассматривался принцип работы амортизационной вилки. При сжатии вилки такой демпфер пропускает через специальные отверстия масло, при отскоке – масло выходит, но уже через отверстия меньшего диаметра. Энергия сжатия уходит в тепловую, получаем плавный отскок. Данный вид демпфера самый лучший, так как усилие сжатия и отскока становится независимым друг от друга, можно по отдельности регулировать каждый.  

Демпферы также бывают следующих типов:

  • С открытой масляной ванной – традиционный, старый способ организации демпфирования. Масло находится просто в штанинах, где устанавливается и сам демпфер. Данный объем масла обеспечивает работу демпфера и является смазкой для направляющих подшипников. Такой тип демпфера является самым надежным, но из-за большого объема масла увеличивается вес вилки.
  • Полуванна – демпфер размещается лишь в одной из ног вилки, а поэтому имеет свой собственный герметичный запас масла. Для обеспечения смазки за пределами демпфера, в штанах густой смазкой смазывают направляющие подшипники ног. Это довольно хорошая конструкция, потому что масло не контактирует с внешней средой, оставаясь чистым и не окисленным, обеспечивается меньший вес, но существует риск того, что масло вытечет в штанину, тогда потребуется ремонт вилки.
  • Закрытый (картриджный) – может относится как к первому типу, так и ко второму. Из особенностей: имеет функцию блокировки вилки, в случае поломки может быть только выброшен, потому что ремонту не подлежит.

Виды пружин велосипедной вилки

Витая металлическая

Это классическая пружина, выполненная из стали или титана. Она имеет такие преимущества:

  • Простая конструкция и соответственно низкая цена;
  • Линейная прогрессия, которая означает, что во сколько раз сжалась пружина, во столько же раз увеличивается и сопротивление к сжатию. Благодаря этой особенности пружинные вилки используются там, где существует большая нагрузка, - в фрирайде и даунхилле;
  • Небольшое усилие сдвигу – это значит, что вилка с легкостью сжимается даже при минимальной нагрузке, потому что для ее работы не требуются уплотнения, как у воздушных вилок;
  • Менее подвержена низким температурам.

Недостатки:

  • Большой вес;
  • Малый диапазон регулировки под вес велосипедиста из-за чего некоторые даже меняют самостоятельно пружину.

Воздушная пружина

Выполняет свойства пружины за счет давления в закрытой воздушной камере. Накачивается специальным насосом высокого давления, но есть и обычные велонасосы с переходниками, о которых я писал.  

Преимущества воздушной пружины:

  • На протяжении 50-70% хода усилие сжатия не меняется, после чего возрастает лишь в конце хода. Это с одной стороны обеспечивает приятную работу на короткоходных велосипедных вилках, но с другой стороны – увеличивает склонность к пробоям при экстремальном катании;
  • Вес примерно на 150 грамм меньше чем у пружинных вилок;
  • Тонкая настройка под любой вес велосипедиста благодаря изменению давления в камере.

Недостатки:

  • Большое усилие сдвига. Для того, чтобы воздух не стравливался, ставятся уплотнения, но они же и увеличивают трение стенок воздушных камер. Проблема чувствительности вилки решается установкой на более дорогих вилках дополнительной негативной воздушной камеры;
  • Ухудшается работа на морозе из-за того, что уплотнители дубеют, стравливая таким образом воздух;
  • Сложная в изготовлении, а потому и более дорогая.

Виды велосипедных вилок

Исходя из многообразия приведенной выше информации, на рынке представлены следующие виды вилок:

  • пружинные;
  • пружинно-эластомерные;
  • пружинно-маслянные;
  • воздушные;
  • воздушно-маслянные.

Если вы хотите действительно работающую вилку, которая будет обрабатывать даже мелкие кочки, а не только смягчать съезд с бордюра, то выбор вилки сводится к пружинно-маслянной или воздушно-маслянной. Основное различие, как уже было замечено, заключается в возможности настройки воздушной вилки под разный вес. Если ваш вес гораздо меньше стандартных 70-80 кг или же больше 100 кг, то следует призадуматься именно о воздушной вилке.  

Выбор вилки для велосипеда

Для окончательного закрепления материала пройдемся по типичным вопросам, возникающим при выборе вилки для велосипеда.

Какой ход вилки выбрать?

Вилка устанавливается той длинны, которая шла стандартно с рамой велосипеда, иначе могут быть вызваны нежелательные изменения в геометрии.

Чем больше длина хода вилки, тем большие препятствия она может обработать, с большей скоростью или высоты можно прыгнуть, меньше вероятность перелететь через руль. Чем короче ход вилки, тем ниже центр тяжести велосипеда, что влияет на его более точную управляемость, при этом вилка меньше раскачивается и меньше энергии теряется, короткоходная вилка лучше приспособлена для езды в гору.  

Существует типичная длина хода для вилок разного класса:

  • Гибриды: 50-70 мм.
  • Горный велосипед (обычные покатушки, кросс-кантри, велотуризм) : 80-100 мм.
  • Дёрт: 80-100 мм.
  • Марафоны/эндуро/трейл: 120—150 мм.
  • Фрирайд: 150—180 мм, однокоронные, двухкоронные, двухкоронные перевернутого типа вилки.
  • Даунхилл: 180—203 мм, двухкоронные вилки.
  • Хардкорный фрирайд: 250—300 мм, двухкоронные вилки перевернутого типа.
Какую вилку выбрать, пружинную или воздушную?

Если вас не смущает цена вилки с воздушной пружиной, необходимость иметь насос высокого давления (и брать его в велопоход), а также вероятность стравливания давления на морозе, то берите воздушную вилку, иначе – пружинно-масляную. Кроме того, если ваш вес выходит за диапазон 70-100 кг, то опять-таки лучше подойдет воздушная вилка.  

Какая вилка лучше подойдет для легкого ездока?

Воздушная вилка с негативной пружиной. Многие фирмы, в частности Rock Shox и Magura, выпускают подобные вилки.

Какая вилка лучше подойдет для тяжелого ездока?

Любая вилка тяжелому велосипедисту покажется плюшевой и будет хорошо обрабатывать кочки. Проблема заключается в ее прочности и надежности. Если это вилка со стальной пружиной, то надо убедиться, что при посадке на велосипед вилка не укорачивается на четверть и более своего хода.

Следует также посмотреть, как она ведет себя при съезде с бордюра, достаточно ли запаса хода. В ином случае придется брать возднушную. Кроме того, не стоит гнаться за сверхлегкими вилками, рассчитанными для гонок, но и дешевые с тонкими ногами тоже брать не стоит.  

Нужна ли блокировка вилки на руле?

Манетка блокировки вилки в первую очередь нужна гонщикам при активном разгоне или же подъеме в гору. Для всех остальных она будет лишь приятным бонусом, который, между нами говоря, может быть легко сломан при перевозке велосипеда. В целом же, данный девайс не будет лишним.

Необходимо ли изменение длины хода вилки?

Впринципе, сейчас данная функция идет на всех более-менее нормальных вилках со стоимостью от $100. В теории возможность изменить ход – это очень здорово и удобно: на подъеме можно сделать ход меньшим, дабы нивелировать раскачку, на спуске увеличить, чтобы не влететь в яму на всей скорости. Но по своему опыту замечу, что я очень редко изменяю ход вилки, чаще всего просто блокирую. Поэтому если данной функции у вилки не будет, то можно сильно не расстраиваться.  

Я планирую ездить по асфальту, нужна ли мне амортизационная вилка?

Ответ будет зависеть от качества дорожного покрытия. Очевидно, что на гладком асфальте вилке негде будет себя проявить. Очевидно также, что асфальт в наших широтах – далеко не гладкий и таит в себе множество сюрпризов. Однозначно дать ответ нельзя, некоторым неприятные вибрации в руках отобьют все желание кататься, а для некоторых (и таких людей очень много) это вовсе не проблема, им лучше иметь как можно меньший вес велосипеда и не тратить лишнюю энергию на работу вилки.

Заблокированная амортизационная вилка намного хуже гасит вибрации, нежели обычная жесткая вилка, вдобавок имеет больший вес. Для желающих компромисса в таком случае может подойти гибридный велосипед с короткоходной вилкой.

Подбор вилки

Ниже на картинке приведены различные модели, в зависимости от стоимости и характера езды. Вся информация носит примерный характер, цена и название моделей могут отличаться. Для тех же, кто в первый раз столкнулся с выбором велосипедной вилки, будет крайне полезна.

На этом о передней амортизационной велосипедной вилке все. Тема обширная, статья получилась большой и надеюсь не зря. Мягкой и комфортной езды!

Купить велосипедную вилку в России можно здесь.

Комментарии ()

bikehike.org


Смотрите также