Велосипеды как выбрать


Как правильно выбрать велосипед - Со всеми прочими...

аз уж оказались на этой странице, значит, у вас существуют сомнения, как правильно выбрать велосипед. Многие люди считают эту процедуру простой, но после покупки вдруг обнаруживают, что выбранная модель по функциональности им совершенно не подходит.

Прежде всего, следует уяснить, что удобство передвижения гарантировано вам на любом типе велосипеда, если верно подобран его размер. И второе важное условие – сразу определитесь, где вы собираетесь ездить. Нет смысла использовать городской велосипед на пересечённой местности, как и переплачивать за модель с усиленными амортизаторами для поездок в населённом пункте.

Какой велосипед выбрать

Начинающему велосипедисту лучше приобрести недорогое транспортное средство, с одной передачей и без технических «наворотов». Им легче управлять, а в процессе эксплуатации не понадобятся сложные регулировки и обслуживание. Таким образом, вы полностью сможете сконцентрироваться на процессе обучения.

Наиболее распространённые типы велосипедов

Разновидностей велосипедов существует достаточно много: туристические, грузовые, летающие, унициклы, лигерады, триальные и ещё длинный список других непонятных слов 🙂 В этой статье остановимся на самых популярных модификациях.

1. Горный велосипед (mountain bike, MTB)

Как следует из названия, горный велосипед предназначен для передвижения по местности со сложным рельефом. И в тоже время это самый универсальный тип, который используется и в городских условиях, и на шоссе. Маунтинбайки отличаются усиленной конструкцией, наличием упругой регулируемой подвески и широких шин с цепкими протекторами.

В свою очередь байки подразделяются на типы в зависимости от спортивных дисциплин:

  • Фрирайд (free ride). Велосипеды с надёжными рамами, дисковой механической или гидравлической тормозной системой, передней и задней подвесками, имеющими широкий диапазон хода. Их используют спортсмены для езды по узким тропам над обрывами, деревянным мосткам, прыжков с отвесных склонов. Выбор велосипеда для фрирайда сопряжён со значительными денежными расходами и предполагает наличие у велосипедиста хорошей подготовки.
  • Даунхилл (downhill, DH). Велосипеды с надёжными рамами, дисковой тормозной системой, передней и задней подвесками с широким диапазоном хода. Такая конструкция рассчитана на нагрузки, возникающие во время скоростного спуска по горным маршрутам. DH-велосипеды относительно тяжёлые (15-20 кг) и обычно имеют всего одну ведущую звёздочку. Поэтому ездить на них по прямым участкам, а тем более взбираться на возвышенности, довольно затруднительно. К недостаткам также можно отнести и высокие цены на байки данного подвида.
  • Кросс-кантри (cross-country). Велосипеды с прочной облегчённой рамой, амортизаторами, ободной (векторной) или дисковой тормозной системой, педалями, которые оснащены креплениями для стоп велосипедиста. Они предназначены для соревнований на местности со сложным рельефом, где скоростные отрезки гоночной трассы чередуются с крутыми поворотами, подъёмами, спусками и различными преградами.
  • Любительский класс (all round MTB, all mountain). Самые популярные байки средней ценовой категории. Одинаково неплохо подходят для передвижения в городских условиях и по бездорожью. Есть возможность выбрать велосипед конкретно для мужчины или женщины (отличаются геометрией рамы). Некоторые модели комплектуются крыльями, светоотражателями, багажником и другими дополнительными элементами.

2. Шоссейный велосипед

Обеспечивает велосипедисту быстрое перемещение по нормальным асфальтированным и грунтовым дорогам. Конструктивные особенности: лёгкая прочная рама, отсутствие амортизаторов, изогнутый руль, классическая система переключения скоростей, узкие жёсткие колёса. От последних составляющих в основном и зависят скоростные качества «шоссейника». При изготовлении колёс используют различные материалы, профили обода, формы спиц, конструкции шин, но все они призваны улучшить аэродинамические свойства велосипеда.

3. Городской (дорожный) велосипед

Ситибайк рассчитан на комфортную неторопливую езду по дорогам с асфальтовым покрытием. Устройство максимально простое: регулируемый руль, стальная рама, широкое сиденье, колёса большого диаметра, барабанная или комбинированная тормозная система, амортизаторов нет. Часто комплектуется светоотражателями, набором инструментов, багажником для перевозки необходимых вещей и другими приспособлениями, а некоторые модели даже электрическим приводом. Не требует особого ухода и сложных регулировок. В общем, глубоких познаний как выбрать велосипед для города, вам не понадобится.

4. Велосипед для мотокросса (BMX)

Небольшой велосипед без амортизаторов, с мощной рамой, одной передачей, штифтами (пегами) по осям колёс и специальной тормозной системой, которая препятствует скручиванию тросов при вращении руля или рамы в одну сторону. Применяется в таких видах спортивных состязаний: а) BMX Racing — гонки по специально оборудованному треку; б) Flatland — демонстрация трюков на плоской поверхности; в) Freestyle — выполнение сложных трюков на скоростях, в полёте, прыжке, с использованием различных препятствий.

Полезные советы по выбору велосипеда

Предположим, вы определились с видом велосипеда. Теперь рассмотрим нюансы, на которые стоит обратить внимание при его выборе.

Тип рамы не особо важен, поскольку в основном соответствует определённому семейству машин: у городских, шоссейных и велосипедов для мотокросса жёсткая конструкция, у горных – амортизация только передней вилки или двухподвесная система. Главное правильно выбрать размер рамы велосипеда. Каждый размер имеет буквенное обозначение, измеряется в сантиметрах или дюймах и зависит от роста человека. Ориентироваться можно по таблице:

Кстати, у недорогих и велосипедов средней ценовой категории качество рам практически одинаковое. Удорожание велосипеда зависит в основном от других компонентов: тормозной системы, трансмиссии, механизма переключения скоростей.

Второй важный компонент – тормоза. Наиболее распространены ободные, дисковые и барабанные (педальные). Каждые имеют свои достоинства и недостатки в зависимости от условий эксплуатации велосипеда. Конечно, производители сами решают, какие тормоза лучше для определённой модели, но некоторые полезные советы всё-таки дать можно:

  • не стоит с пренебрежением относиться к барабанному механизму. Он вполне оправдывает себя на городских и некоторых шоссейных велосипедах, особенно в комплекте с ободными тормозами (комбинированная система);
  • если с финансами у вас полный порядок, приобретайте велосипед с дисковыми тормозами от известного производителя (например: Merida, Specialized, Trek);
  • ободные тормоза дешевле дисковых и, если два велосипеда с разными тормозными системами имеют одинаковую стоимость, то на велосипеде с дисковыми тормозами оборудование будет хуже. А значит, когда вы ограничены в средствах, лучше выбрать велосипед с ободными (векторными) тормозами.

И напоследок. Не забывайте, что велосипед довольно уязвимое транспортное средство. Яма на дороге, попавшая в глаз соринка, неудачно выполненный разворот могут стать причиной падения и, как следствие, серьёзной травмы. Поэтому хотя бы минимально пользуйтесь защитной экипировкой.

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!

pobrehushki.ru

• Советы по выбору велосипеда

Если вы планируете купить велосипед, но не знаете какую модель выбрать – эта статья для вас. Многие люди заблуждаются, будучи уверенными в том, что это простая задача. В действительности же, необходимо владеть хотя бы минимальной теоретической базой, чтобы не ошибиться в выборе.

Если вы планируете купить велосипед, но не знаете какую модель выбрать – эта статья для вас. Многие люди заблуждаются, будучи уверенными в том, что это простая задача. В действительности же, необходимо владеть хотя бы минимальной теоретической базой, чтобы не ошибиться в выборе.

Как выбрать велосипед

Определяемся с требованиями

Необходимо понимать, что вы, в принципе, сможете с одинаковым успехом и комфортом ездить практически на любом велосипеде, если правильно подберёте его размер. Но главная задача заключается в определении того, как и в каких местах вы собираетесь кататься. Этот этап поможет сильно сузить круг возможных вариантов и избавит вас от всевозможных неудобств при езде (к примеру, шоссейные велосипеды совсем не предназначены для езды в условиях пересёченной местности). Кроме этого, вы сможете избежать переплат за особенности, которые, скорее всего, не пригодятся – например, амортизированные задние подвески при небыстрой езде по городским дорогам.

Полезный совет: Ну а если у вас нет опыта езды на велосипеде (или есть, но минимальный), советуем вообще начинать с простых моделей с одной передачей. Тем самым вы избежите сложностей в процессе переключении передач и сможете сосредоточить всё внимание конкретно на езде, сохранении устойчивого равновесия и т. д. Кроме этого, подобные велосипеды не нуждаются в детальной настройке и дополнительном обслуживании.

Правила выбора велосипеда

Виды велосипедов

После того, как вы решили для себя, в каких условиях и как именно планируете ездить, время разобраться в том, на каких велосипедах удобней всего будет этим заниматься. Итак, какие же бывают основные виды велосипедов?

Горные (MTB)

Название МТВ носит одно из наиболее распространённых и достаточно универсальных семейств велосипедов. Нужно отметить, что на горных велосипедах вам будет одинаково удобно ездить как по городским трассам, так и за их пределами. 

Это интересно: Непосредственно из названия становится понятно, что их главным назначением является езда в условиях сильно пересечённой местности, тропинкам в горах и т.п. Такие модели обладают усиленной конструкцией, мощными амортизаторами (передними и задними), а также покрышками большой ширины с чётко выраженным протектором. Горные велосипеды не смогут разогнаться до больших скоростей на ровном шоссейном покрытии.

Горный велосипед

Однако всё не так просто. Дело в том, что горные велосипеды можно разделить на несколько подкатегорий, учитывая их назначение:

Даунхилл (в переводе означает «скоростной спуск»). Такие велосипеды предназначаются для быстрого спуска с гор. Это – двухподвесочные модели, имеющие очень прочные рамы, длинноходные вилки, а также задние подвески с запасом хода до 20 см. Для моделей типа «даунхилл» обязательным условием считается наличие больших и эффективных дисковых тормозов. Главная задача подобных велосипедов – выдерживать нагрузку от движения на высокой скорости по трудным трассам. Заезды производятся только по направлению вниз, под гору. В связи с этим обычно присутствует только одна ведущая звезда большого размера. Ехать на таком байке по ровной трассе или же подниматься в гору – сомнительное удовольствие. Достаточно отметить, что масса велосипеда может превышать 20 кг. А особенная конструкция рамы и максимальные требования в плане надёжности обуславливают большую стоимость моделей класса «даунхилл».

Даунхилл

Кросс-кантри. Велосипеды этого типа созданы для гонок по пересечённой местности в условиях наличия спусков, затяжных подъёмов, скоростных и технически трудных участками. На трассах присутствуют препятствия естественного и искусственного типа. Кросс-кантри – это чаще всего горный велосипед, имеющий прочную и лёгкую раму (количество подвесок – 1 или 2), с контактными педалями, эффективно фиксирующими ногу велосипедиста, а также с тормозами дискового или ободного типа.

Кросс-кантри

Фрирайд (в переводе – «свободная езда»). Такое название носит стиль катания, который подразумевает езду на байке по трудным, часто искусственно созданным трассам. Для таких условий нужны горные велосипеды с высокопрочной рамой, двумя подвесками (передней, задней) с большим запасом хода и мощными тормозами дискового типа. Трассы для фрирайда обычно предполагают преодоление стремительных обрывистых склонов, высота которых достигает 10 и более метров, прыжки на большой скорости, езду по узким неровным тропинкам, которые проложены по горным склонам или специальным мостикам.

Фрирайд

К последнему типу относятся модели «общего назначения» (МТВ). Они имеют не слишком высокие цены, этим обусловлено широкое распространение таких горных велосипедов. Байки MTB рассчитаны на умеренно агрессивную езду по трассам и бездорожью. Это – оптимальный вариант для большинства велолюбителей, которые катаются ради удовольствия или используют велосипед как полноценное транспортное средство. Как правило, это хардтейлы, обеспечивающие сравнительно высокую посадку и мало нагружающие руки. На рынке представлены модели, оборудованные как мужскими (закрытого типа), так и женскими (открытого) рамами. Чаще всего в байках МТВ предусматривается возможность установки на велосипед дополнительного оборудования – крыльев, багажника, подножки и др.

Велосипед МТВ

Шоссейные

Подобные велосипеды конструируются специально для скоростной езды в условиях хорошо асфальтированной и качественной дороги. От остальных типов шоссейные модели отличаются особенной конструкцией руля (называемой «бараньими рогами»). Она  позволяет менять хват. Небольшая, но растянутая посадка предназначена для улучшения аэродинамических показателей. Задействуются низкие передачи. Среди других особенностей – жёсткая (но при этом лёгкая) рама, а также сравнительно узкие покрышки высокого давления. 

Это интересно: В шоссейных велосипедах нет амортизационных подвесок. Во-первых – потому что в них нет необходимости, во-вторых – подвески имеют большую массу и, следовательно, отнимают много энергии у велосипедиста при быстрой езде.

Шоссейный велосипед

Городские

Предназначаются для комфортного и небыстрого катания по асфальтированным уличным дорогам. Городской велосипед отличается высокой посадкой, благодаря которой разгружаются руки, а велосипедист может сидеть прямо, не ощущая никакого напряжения. Достаточно широкое седло также поспособствует комфортабельности. Городские модели имеют колёса большого диаметра (в основном – 28 дюймов или 62 сантиметра и больше). Используются шины средней толщины, тормоза же, как правило, ножные. Часто дополнительно комплектуются крыльями, багажником, всевозможными различными полезными мелочами, а иногда – даже электрооборудованием. За городским велосипедам не нужно будет как-то по-особому ухаживать, ведь все самые изнашиваемые механизмы запрятаны внутри. Кроме этого, производители нередко устанавливают защиту для цепи, а также от попадания ноги в спицы колёс. Видов городских велосипедов много. На улицах можно увидеть даже диковинные конструкции, оборудованные колясками для детей, а то и особыми приспособлениями для возможности езды по ступенькам. Расслабленный, слегка вальяжный чоппер, как и более гламурный круизер – велосипеды того же типа.  

Городской велосипед

BMX

Велосипедные мотокроссы (ВМХ) — интересная и популярная дисциплина велосипедного спорта. Для неё используются велосипеды типа ВМХ. Они имеют очень компактный, напоминающий детский размер. Такие модели предназначены не для обычной езды, а, прежде всего, для выполнения всевозможных трюков и гонок по специальным площадкам с препятствиями искусственного типа. Для этой цели они снабжаются парой 20-дюймовых колёс с 48 спицами на каждой, пегами (специальными упорами по торцам оси колёс), а специальный механизм позволяет велосипедисту вращать рулём в одном направлении сколько угодно без перекручивания тормозных тросов. 

Велосипед BMX

Это интересно: Велосипеды ВМХ имеют очень маленькое седло, которое практически не задействуется в процессе езды.

Конструктивные особенности

С типами мы разобрались, теперь самое время поговорить о конструктивных особенностях современных моделей. Это – не менее важный пункт при выборе велосипеда. Давайте же узнаем самую важную информацию.

Тип и размер рамы

Выделяют как минимум три вида велосипедов, которые отличаются между собой конструкцией: Ригид (в переводе означает «жёсткий»). Конструкция этого велосипеда не имеет деталей для амортизации. Используется в велосипедах шоссейного, городского типа и в моделях BMX. Хардтейл (в переводе – «жёсткий хвост»). Основная особенность такой конструкции – наличие амортизационной передней вилки, смягчающей вибрацию при неровностях покрытия и жёсткий «хвост». Используется главным образом в горных велосипедах.

Двухподвесные велосипеды. Они оснащаются задней подвеской, а также специальной амортизационной передней вилкой. Такие модели чаще всего относятся к горным. Они предназначены для экстремальных дисциплин, характеризующихся высокой нагрузкой на раму велосипеда.

Двухподвесный велосипед

Полезная информация: Именно неправильный выбор рамы (если быть точнее – её габаритов) является грубейшей и, к сожалению, часто встречаемой ошибкой при выборе велосипеда. 

Размер рамы рассчитывается как расстояние от главной оси каретки (системной оси) до окончания подседельной трубы. Размер измеряется в дюймах (реже в сантиметрах – прежде всего, у многих немецких производителей байков). Необходимо отметить, что данное разделение достаточно условное, так как геометрия рам у различных производителей может иметь существенные отличия – одна будет выше, вторая – более вытянутой и т.п.

Тип тормозов: ободные (V-brake) или дисковые?

Немного забегая вперёд, скажем, что при выборе оптимального велосипеда важно понимать, что дисковые тормоза всегда стоят дороже, нежели тормоза типа V-brake. Из этого следует, что при одинаковой стоимости велосипед с тормозами ободного типа будет иметь более качественное оборудование, нежели аналогичная модель с дисковыми. Вкратце обсудим особенности каждого типа.

Ободные тормоза

Ободные тормоза в велосипедах сжимают с обеих сторон обод колеса специальными тормозными колодками, постепенно замедляя его вращение. Само же сжимающее усилие передаётся через специальный тросик, протянутый от тормозной ручки, размещённой на руле. Именно ободные тормоза, называемые также V-brake (векторные), считаются на данный момент наиболее распространённым типом, используемым в горных велосипедах базового и среднего уровней. Их преимущества – невысокая стоимость, простота установки и сервисного обслуживания, хорошая эффективность. Дисковые же тормоза – это комбинация из стального диска, размещаемого на втулке каждого колеса велосипеда (обычно слева) и устройства, непосредственно сжимающего конкретный диск тормозными колодками. Называется оно «калипер». Тормозные усилия передаются с установленной на руле тормозной ручки тросом (в механических дисковых тормозах). Другой вариант – по так называемой гидролинии (в гидравлических дисковых тормозах).

Дисковые тормоза

Полезный совет: Если ваша цель – выбрать недорогой велосипед, покупайте модель с тормозами V-brake. В случае же, если бюджет позволяет, тормоза дискового типа будут лучшим вариантом.

Заключение. Главные моменты при выборе

Ещё раз пройдёмся по важным нюансам, о которых нужно помнить при покупке велосипеда. Сперва определитесь, как именно и в каких условиях вы планируете кататься, выясните, какую сумму вы можете себе позволить потратить. Отметим, что рамы в бюджетных моделях и велосипедах средней ценовой категории обычно ничем не отличаются с точки зрения качества. Высокая же стоимость модели обычно обуславливается деталями, например, манетками (механизмом переключения передач), перекидками, тормозами и т.д. В итоге, чем меньше будет стоить велосипед, тем хуже качество этих деталей. На втором этапе выбора определитесь с подходящим размером рамы. Помните: если велосипед окажется маленьким или чересчур большим, ездить на нём вам будет не в радость, а в тягость. Дискомфорт постепенно приведёт к тому, что вы банально его забросите. Так что отнеситесь к этому пункту как можно серьёзней.

Классификация велосипедов по размерам

Полезный совет: И, конечно же, модель должна вам нравиться. Прежде чем покупать, следует оценить не один велосипед, а несколько, после чего выбрать тот, который больше понравился больше при одинаковых характеристиках. На ум приходят ассоциации с футболкой. Если она не особо нравится вам – то эта вещь состарится, пролёживая в шкафу, так как носить её вы не захотите, пусть даже она будет отличной по качеству. Согласитесь, такие футболки есть у многих.

Напоследок скажем одно: ездите в удовольствие, но помните о безопасности. Велосипедист при езде очень уязвим. Защитят же вас от возможных травм шлем, специальные очки и наколенники. Желаем удачи на дорогах!

Видео. Как правильно выбрать велосипед

www.comfortclub.ru

Как выбрать велосипед?

Вопрос выбора велосипеда для профессионального спортсмена-велосипедиста и  новичка-любителя стоит по-разному. И если первый готов решить его, опираясь на свои навыки, опыт спортсмена, знания технической части и четкое определение круга задач, то второй, не обладающий столь солидным багажом, ищет ответа и помощи, спрашивая, как выбрать велосипед. И чужой личный опыт здесь малопригоден: велосипед, как хорошая обувь, способен доставить море удовольствия или угробить здоровье. А это значит, что придется выбирать двухколесный транспорт самостоятельно, пользуясь консультацией опытного продавца и, смеем надеяться, нашими советами.

Содержание статьи

Решайтесь! Решать будем позже

Итак, будем считать, что велосипед  для вас был чем-то из детства, и долгие годы вы снисходительно усмехались, пропуская дошколят на трехколесных игрушках на тротуарах или обгоняя на собственном авто крадущегося по обочине (велодорожки – несбыточная мечта в России) велосипедиста. И вот настал прекрасный во всех смыслах момент, когда передвижение на двух колесах стало желанным настолько, что в гараже уже появилось место для парковки велосипеда. Осталось выбрать и купить! Прежде чем отправиться в магазин и выложить энную (но однозначно немаленькую – смиритесь сразу) сумму, определите для себя несколько моментов.

Во-первых, оцените свои возможности и планы объективно. Ограничений для занятий велоспортом нет, в том числе и медицинских (за исключением, конечно, тех случаев, когда любая физическая активность противопоказана)! Только подойти надо к этому вопросу ответственно и честно. Собираетесь ли вы ездить на велосипеде на работу, использовать его как транспорт доставки в пригород или малоцивилизованную область (а у нас на шаг от областных центров все объекты именно такие), желаете ли путешествовать на дальние расстояния, заняться покорением горных троп или скоростей; хотите ли совершать неспешные моционы в парке; насколько часто будете выводить двухколесного друга на прогулку, где определите ему место жительства; насколько вы физически подготовлены к нагрузкам, каких из них вам следует избегать… Когда определитесь, список может оказаться и коротким, и весьма обширным. От него и будем крутить педали.

Во-вторых, определите максимальную сумму, которую вы готовы выложить за велосипед. Максимум – потому что в магазине его не бывает. Конечно, все зависит от поставленных задач, но будьте готовы к тому, что подходящий именно вам байк может оказаться весьма дорогим. Однако покупаться на слова продавцов, уверяющих, что без вот этих конкретных наворотов за немереные деньги двухколесное транспортное средство не едет, а стоит или даже пятится, — по меньшей мере неосмотрительно. Стоить велосипед может столько же, сколько авто среднего класса – а надо ли вам оно? В абсолютном большинстве случаев не надо, так что правило «дороже – лучше» здесь не работает. Равно как и принцип «если нет разницы, зачем платить больше?» — потому что разница все же есть. Золотая середина – самое верное решение. К тому же, планируя покупку велосипеда, не забудьте, что он потребует самых разных аксессуаров и комплектующих, как минимум – ремкомплект, ремнабор, насос, велошлем, велосумка, держатель для фляги… Список может быть длинным, так что строку «прочее» в бюджет заложите заранее.

к содержанию ↑

Мы поедем? Мы помчимся? или Какой тип велосипеда выбрать

Половина дела сделана: вы решили приобрести велосипед и определили, какую сумму на него можете потратить. Дело за малым – выбрать двухколесный транспорт. Слава глобальной сети Интернет! Каталоги магазинов можно просмотреть, не вставая с кресла. И потеряться в многообразии: кроме естественно предполагаемых велосипедов детских и взрослых, женских и мужских предлагают горные, шоссейные, городские, гибридные, ВМХ, найнеры, двухподвесы, хардтейлы, ригид… Словом, огромный велопарк моделей и марок. На этом этапе самое важное – не потерять голову, потому как хочется всего и сразу, а непривычные дизайн и конструкция (наверняка ведь смотрели Стриду!) привлекают внимание и мечты. Потому вспоминайте про составленный список задач и возможностей и выбирайте только в рамках той группы, которая им отвечает.

Горные велосипеды

Горные велосипеды – самый популярный тип велосипедов на территории России и стран СНГ. Благополучные европейцы очень удивляются, видя рассекающих по городским тротуарам и магистралям на маунтинбайках. Однако наши улицы почти ничем не отличаются от пересеченной местности, с которой в Европе ассоциируется понятие «экстрим». Разбитые дороги, высокие бордюры и поребрики, некачественное асфальтовое полотно, переходящее в грунт или щебенку, неожиданные раскопы, самовырытые канавы, неровная тротуарная плитка – чем не бездорожье? Если картина вокруг вас столь же радостна – для городских прогулок или поездок за город горный велосипед подойдет оптимально. Естественно, потянет он и сельские дороги, и лесные тропы.

Вот так выглядит современный горный велосипед:

Горный велосипед

На фото модель Coupe 1.0 от CRONUS. Кстати, советуем вам погулять по их сайту http://www.cronusbike.ru/ — это «крепкие середнячки» велопроизводства, которые недавно вышли на российский рынок. делают довольно качественные байки, но при этом еще слабо раскручены. На примере этого бренда мы рассмотрим в данной статье, какие велосипеды бывают и чем отличаются.

Внешне горные велосипеды привлекают внимание агрессивно-спортивной конструкцией, широкими покрышками с глубокими протекторами, короткими спортивными крыльями, прямым коротким рулем. Вид у них всегда “вездеходный”, на что и покупаются потенциальные владельцы. Однако стоит заметить, что некоторые, преимущественно дешевые, модели — только имитация маунтинбайка в плане дизайна, и по сути являются скорее непритязательными городскими велосипедами с набором недостатков, лишающих комфорта.

Для горных велосипедов обязательно наличие многоскоростной трансмиссии, для настоящих горных велосипедов (практически внедорожников) — переднего амортизатора, как минимум. А для агрессивной среды лучше всего подойдет горный двухподвес — велосипед с передним и задним амортизатором, позволяющий сохранить в относительно живом состоянии руки и пятую точку велосипедиста при езде и прыжкам по камням, канавам, бордюрам… Однако стоит такой тип маунтинбайка дорого, и то, что предлагается в наших магазинах по цене до тридцати тысяч рублей — неловкая имитация без эффекта амортизации. Так что рассматривать двухподвесы стоит лишь в том случае, если собираетесь кататься по действительно экстремальным дорогам, вернее, по их отсутствию.

Горные велосипеды — группа большая, объединяющая в себе разные по назначению виды.

Относительно недавно на рынке стали появляться горные-складные велосипеды, которые сочетают в себе все преимущества обычного горного велосипеда плюс компактность складного. Благодаря тому, что велосипед складывается, его удобно хранить в квартире, перевозить в багажнике обычной машины и в лифте. Прообразом этих велосипедов послужили велосипеды Paratrooper, разработанные в свое время для морских пехотинцев.

Адаптировав эти велосипеды для обычного использования, производители вышли на массовый рынок.

Пример горного складного велосипеда CRONUS Soldier 2.5

Первым велосипедом, который стал завоевывать массовый рынок в России в категории горных складных, стал CRONUS Soldier. Сейчас у них около 6 различных моделей, включая найнер, и они по прежнему держат пальму первенства по соотношению цена-качество. Также на рынке появилось довольно много китайских аналогов с кричащими именами типа Land Rover, Mercedes, BMW. Но смеем вас заверить, что качество там китайское в худшем понимании этого слова, а громкие названия к реальным производителям автомобилей не имеют никакого отношения, это просто подделки, часто даже не на алюминиевой, а на стальной раме.

Найнер — горный велосипед с колесами 29 дюймов (у остальных преимущественно 26-28 дюймов), выдающий неплохую скорость на ровных дорогах и обеспечивающий повышенную проходимость на сложных участках, например, на песке или рыхлом грунте. К тому же для высоких людей найнер — решение более удобное, хотя ростовки рамы там такие же, как и у классических маунтинбайков.

Пример найнера: CRONUS Holts 2.0 29″ 2015 года.

Двухподвес – велосипед, у которого есть не только амортизационная вилка спереди, но и система подвески и амортизатор сзади. Благодаря этому езда на таком велосипеде более комфортна. К минусам можно отнести то, что при педалировании часть вашей энергии уходит на раскачку подвески, поэтому на таких велосипедах сложнее преодолевать подъемы. Также стоит учитывать тот факт, что дешевых и одновременно хороших двухподвесов не бывает в природе. Связано это с тем, что технологически у двухподвеса более сложная, а следовательно, более дорогая конструкция рамы. Поэтому, если сравнивать двухподвес и хардтейл за одну и ту же цену, то по уровню комплектации хардтейл всегда будет выигрывать. Не ведитесь на дешевые двухподвесы, у них все равно задний амортизатор практически не работает, а наличие задней подвески только добавит веса.

Пример среднего двухподвеса: CRONUS Fly

Кросс-кантрийный байк – по сути тот же самый универсальный горный велосипед, незаменимый на пересеченной местности, сельских дорогах и лесных бездорожьях. Для того, чтобы максимально облегчить раму, многие производители изготавливают ее из карбона (углеволокно). Как правило такие велосипеды используются уже в профессиональных целях и стоят тоже недешево.

Даунхилл – велосипед для спуска с крутых горных склонов, уже профессионально-спортивный и обладающий огромным запасом прочности.

Даунхилл

Городские велосипеды

Городские велосипеды — прекрасная альтернатива автомобилю и общественному транспорту в городской суете. Если вы хотите без пробок и быстро добираться до работы и обратно, совершать неспешные велопрогулки по парку или набережным, ездить в магазин за малогабаритными покупками — это ваш выбор. Городские велосипеды очень комфортны, посадка у них ниже, чем у горных, руль удобнее, и наклоняться к нему не приходится — спина остается прямой. Колеса по размеру могут быть разные — от двадцатидюймовых, замечательных маневренностью, до диаметром в двадцать шесть дюймов, иногда и больше (двадцать восемь в некоторых моделях). Скорость городские велосипеды развивают невысокую, впрочем, таковой от них и не требуется — безопаснее в городе ехать медленнее. Спортивных нагрузок этот велосипед не выдержит, для путешествия по холмам он не приспособлен, и хоть и снабжен системой переключения передач, но его максимум — пологие подъемы и спуски, к примеру, путепроводы. Часто городские велосипеды комплектуются набором аксессуаров, так что покупателю остается только сесть и поехать. Ну, может, подогнать седло под свой рост или подкачать камеры.

Если продолжить рассматривать тот же CRONUS, то характерным примером городского велосипеда будет модель Macho 310 2015  года:

Городской велосипед

Если вы ищете, какой велосипед выбрать для города, то остановитесь на городском велосипеде. Этот тип велосипедов — самый популярный и в европейских провинциях, и в азиатских мегаполисах, словом, это выбор тех, кому нужен непритязательный, дешевый и удобный транспорт, а не спортивное развлечение. Багажник, корзина на руле, сумка на раме органично смотрятся и не мешают движению. Кроме того, именно городские велосипеды чаще всего делают складными — ради удобства перевозки и хранения. Также они, пожалуй, включают самый широкий диапазон цен — от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч, а ценник на некоторых может демонстрировать и шестизначные числа. Если вы собираетесь использовать велосипед в щадящих условиях города, то лишние траты окажутся действительно лишними. Минимальные нагрузки не убьют даже самые дешевые комплектующие, во всяком случае, за пару лет эксплуатации — точно.

Велосипед Strida

Уже упоминавшаяся здесь Стрида (Strida) тоже относится к городским велосипедам. Отдельно о ней стоит говорить потому, что выбирающих себе первый (или первый за долгое время) велосипед она притягивает просто-напросто магнитом. Конструкция рамы Стриды очень необычная, напоминает букву А, макушка которой оказывается у велосипедиста между коленями. Получается, что сидит человек, будто на детской палочке-коняшке. Владельцы утверждают, что велик очень удобный и ничем не хуже классических. Основное его достоинство — складная конструкция, причем абсолютно все в ней направлено на мобильность. Стрида — велосипед настолько городской, что прекрасно катается в метро и в лифте, с ним пускают в кафе и автобусы, и проблем не составляет вести его в сложенном виде там, где ехать нельзя. Яркий, стильный, легкий, модный… Но, к сожалению, только столичный. Проходимость у Стриды низкая, так что ломаная тротуарная плитка, выдолбленный асфальт или размытый грунт, высокие бордюры и насыпной щебень станут серьезным препятствием на пути. В российской провинции нет метро, общественный транспорт зачастую перегружен, с объемным грузом (15 кг Стрида все же весит) нечего надеяться на автобус или поход в магазин. В общем, Стрида — прекрасный столичный велосипед, но жителям других городов с ней будет сложно.

Как уже говорилось выше, для городов очень актуально использование складных велосипедов. К их преимуществам можно отнести компактность, легкость транспортировки и удобство перемещения в общественном транспорте с велосипедом. Самыми распространенными складниками являются велосипеды на колесах диаметром 20 дюймов. Они относительно легкие и более компактные в сложенном состоянии по сравнению с горными складными. Однако в качестве платы за эту компактность для них нужны практически идеальные дороги. Любая встреча с кочкой, ямой или бордюром будет ощутима как для велосипеда, так и для райдера.

Хотя есть и складники, которые более подготовлены для плохих дорог. Пример: CRONUS Latte 1.0

Круизеры

Круизеры — интересные внешне байки, предназначенные для комфортных, или даже очень комфортных поездок на дальние расстояния.  Как правило, отличается этот тип велосипедов качественным оборудованием и простотой. Амортизационные вилки им не нужны, ибо предполагают круизеры хорошее дорожное покрытие и неспешность. Широкие седла-диваны, изогнутый руль с возможностью подстройки, округло изогнутая рама и часто стиль ретро, возможно — педальный (ножной) тормоз.

Велосипед-круизер

Последняя особенность — прерогатива малоскоростных велосипедов, с планетарными или классическими тормозными втулками. Многих людей пока привлекает именно возможность тормозить задним колесом посредством прокрутки педалей назад — как было в советских велосипедах. Большинство садящихся на седло в уже не юном возрасте опасаются, что не привыкнут к ручным тормозам, да и уже немало километров намотавшие на колеса в экстренных случаях автоматически жмут педали назад. Конечно, такая конструкция тормозной системы не подходит для горных, спортивных, туристических байков, она довольно тяжела и малонадежна, однако прогулки и путешествия по хорошим дорогам с ней прекрасно сочетаются. К тому же установка ножного тормоза не свидетельствует о бюджетности модели, как можно было бы подумать. Дешевых круизеров не бывает! За комфорт приходится платить.

Туристические велосипеды

Туристические велосипеды — своего рода гибрид горных и круизеров. Предназначены такие байки для велопоходов, и их важнейшая задача — обеспечить удобство велосипедиста в течение долгого времени, которое он проведет в седле. Очень широкие седла, комфортная посадка, руль с возможностью перехвата рук, изогнутый и с большим выносом дают возможность крутить педали долго и преодолевать большие расстояния. Крепкая рама, защита и усиленные связи между узлами конструкции, простота системы переключения скоростей и, самое главное, способность выдерживать значительные нагрузки — делают туристический велосипед надежным спутником. Внушительные рюкзаки на багажник — так называемые “велоштаны” — предназначены именно для этого типа байков. Однако проходимостью горных велосипедов туристические не обладают.

Туристический велосипед

Шоссейные велосипеды

Шоссейные велосипеды для обычных покатушек, фитнеса или поездки на дачу не подходят, потому велонеофитам зачастую оказываются без надобности. Шоссейники — байки спортивные, полностью рассчитанные на любителей скорости. Соревнования на асфальте хорошей трассы или стадиона — их стихия. Легкие (соответственно и малопрочные) конструкции, низкий руль, большие узкие колеса, минимум обвеса, минимум аксессуаров — все для того, чтобы снизить сопротивление воздуха и увеличить скорость. Если вас привлекает именно скорость, шоссейники прекрасно выполнят поставленные задачи, но с неровностями дорог не справятся.

Шоссейный велосипед

ВМХ велосипеды

ВМХ, или трюковые, велосипеды — многообразная категория байков, предназначенных для выполнения упражнений на двух колесах. Эти велосипеды маленькие, и обычно выглядят подростковыми. Впрочем, в России они и предназначены в основном для подростков, потому как прыжки по лестницам и рампам, трамплины и головокружительные перевороты привлекают юных как один из самых экстремальных видов спорта. Дерт, стрит, фристайл, флэтленд — названия видов ВМХ-байков, обозначающие стили катания и определяющие конструкционные особенности. Все они обладают огромным запасом прочности, имеют малый вес и минимальный уровень обвеса. Этот тип велосипедов сродни скейтбордам или роликовым конькам — урбанистичен и экстремален, соотвественно — зрелищен. Если у вас лежит душа к спортивному шоу — вам к этим ромбовидным рамам и маленьким колесам.

BMX велосипед к содержанию ↑

Жесткий, мягкий и купе, или Вопросы амортизации

Вы более-менее определились с типом велосипеда и его задачами. “Хочу горный, красный и с ручками на руле!”. Не пойдет, граждане: продолжаем знакомство с байками дальше, потому как первый вопрос консультанта поставит вас в тупик. И, соответственно, даст возможность найти место их лапше на ваших ушах. А велосипед все же спутник личный, и выбирать его надо для себя, как вторую половину — будто бы навсегда, но держа в уме возможность через год-другой пересесть на более подходящий. Итак, куда смотреть далее? Переходим к технической части — оборудованию.

Амортизаторы — основа комфорта. Все велосипеды можно условно разделить по этому признаку на три группы: двухподвесы, хардтейлы и ригид. Первый подразумевает наличие амортизатора и переднего, и заднего, и входит только в семейство горных велосипедов. Двухподвесы обеспечивают комфорт при езде по неудобным трекам, амортизаторы смягчают реакцию на неровности дороги, прыжки и удары. Рама таких байков привлекает внимание конструкцией, однако амортизаторы сложнее в обслуживании, делают конструкцию тяжелее и несколько менее надежной. Двухподвесы обычно используются либо для даунхилла, либо при катании по очень уж пересеченной местности. Это дорогие байки, и то, что порой предлагается в магазинах как двухподвес начального уровня по цене до десяти тысяч рублей — двухподвес только по названию. Амортизаторы такого велосипеда очень приблизительно понимают и выполняют свою функцию, и уж лучше бы не выполняли: тяжелый велик, трясучий и неудобный, с низкоуровневым оборудованием подарком мало кому покажется. Настоящие двухподвесы стоят дорого, и в России на их ценниках пишутся цифры от тридцати тысяч. Для любительского катания и езды по обычным, хоть и российским, дорогам, заморачиваться с двухподвесами большинству велонеофитов не стоит — амортизационный функционал окажется невостребованным. В дальних поездках двухподвес — приятный транспорт, однако нагрузить на него рюкзачок не получится: багажник не предусмотрен, а если покрутиться и установить, то вес примет малый. Но чтобы понять, нужен ли двухподвес или не нужен — надо накатать на нем хотя бы 50 км по своей обычной трассе.

Двухподвесный горный велосипед

Хардтейлы на сегодня — самая распространенная группа велосипедов практически любого типа. И горные, и городские, и туристические часто снабжаются единственной передней амортизационной вилкой. Это позволяет смягчить удары переднего колеса и повысить проходимость байка на бездорожье. Однако хардтейл не предназначен для скоростных задач, разогнаться на нем сложнее, чем на велосипеде без подвесок, к тому же объективно он тяжелее. Впрочем, обычно достоинства перевешивают недостатки, потому и большинство байков в сегодняшних магазинах амортизируются именно таким образом – люди выбирают относительный комфорт. С другой стороны, качественными амортизационными передними вилками снабжаются только дорогие модели, так как сама по себе вилка стоит дорого. Дешевые же амортизируют исключительно в сознании велосипедиста, выдавая порой отдачу неприятнее, чем вибрация на кочках.

Ригид – велосипеды на жесткой раме с жесткой передней вилкой, без амортизаторов вообще. Как правило, объективно они легче хардтейлов и, тем более, двухподвесов, способны развивать хорошую скорость, а рамы у них буквально неубиваемые. Однако по кочкам езда на таком байке чревата разбитыми суставами рук и крайне неприятными ощущениями пониже спины. Прыжки с более-менее заметных препятствий тоже ощутимы. Сегодня велосипеды ригид либо принадлежат к ультра-бюджетному сегменту (амортизаторы на дешевый велик – слишком дорогое удовольствие), либо выполняют определенные задачи: шоссейники и ВМХ всегда имеют жесткие вилки. Также к ригидам относятся и складные модели. Жесткая конструкция позволит значительно сэкономить тем, кто предполагает кататься по относительно ровным дорогам. И, конечно, существенным достоинством такого типа велосипеда можно считать отсутствие необходимости постоянной настройки переднего амортизатора, которая, в зависимости от конструкции вилки, может быть сложной для людей неподготовленных. Кроме того, жесткая вилка из стали или карбона тоже слегка амортизирует — за счет свойств сплава, причем справляется с этим по ощущениям лучше, чем дешевые пружинные и пружинно-эластомерные мягкие. А самое главное — надежность: сломать стальную вилку очень сложно даже целенаправленно. Ну и вес на пару кг меньше — ощутимый плюс. В общем, с ригидом проблем нет, кроме как на пятой точке.

О вилках

Раз уж заговорили об амортизации, посмотрим сразу и на саму переднюю вилку. Как правило, вид конструкции говорит о классе велосипеда и, соответственно, он формирует стоимость. Если вы определились с амортизаторами и знаете, что они вам жизненно необходимы — перед вами хардтейлы и двухподвесы с пружинными, пружинно-эластомерными, воздушными, воздушно-масляными и пружинно-масляными передними вилками.

Пружинные вилки амортизируют за счет сжатия стальной пружины, и эффект может быть практически нулевым. Те, кому приходилось сравнивать ощущения от езды на байке без амортизаторов и с пружинной передней вилкой, особой разницы не замечают. Как правило, такими вилками комплектуются самые дешевые велосипеды-хардтейлы, и единственный плюс в копилку такой модификации — низкая стоимость. Если действительно бюджет очень невелик, лучше взять хороший велосипед с жесткой вилкой — как минимум, будет легче и надежнее.

Пружинно-эластомерные передние вилки тоже не фонтан, однако самые дешевые велики ими не комплектуют. Они немного дороже пружинных, обычно тяжелее и достаются бюджетным моделям стоимостью до 15 тысяч рублей. Эти вилки справляются с вибрациями, однако любая качественная жесткая вилка из карбона или стального сплава способна на большее. Кроме того, эластомеры не выдерживают низких температур, так что о зимнем катании с амортизацией можно забыть. Если вопрос выбора упирается именно в наличие или отсутствие пружинного эластомера — посмотрите ригид дешевле или за ту же цену. Надежнее и легче снова. Впрочем, здесь как раз начинается территория индивидуальных особенностей и личного комфорта, так что лучше один раз проехать, чем семь раз прочитать.

Воздушные вилки сегодня не так часто встречаются, и устанавливают их на качественные велосипеды известных брендов из среднего ценового диапазона. Возможно, там, куда вы отправитесь за велосипедом, не будет ни одной такой модели. Много вы не потеряете, если не поставили задачу максимально облегчить свой будущий байк — воздушные амортизаторы легче других за счет того, что в них основным элементом является воздух. Такие вилки требуют внимательного отношения, настройки, постоянной подкачки, профилактических и полноценных ремонтов. Кроме того, воздушные вилки подлежат скорой замене, а стоят недешево. Для катания по пересеченной местности, городским препятствиям и некачественным дорогам такой амортизатор подойдет прекрасно, на даунхилле быстро выдохнется.

В воздушно-масляных вилках используется масляный картридж. Вкупе с нагнетаемым воздухом он обеспечивает амортизацию и гашение вибраций, причем действительно высокого уровня. Сглаживаются неровности почти идеально, конструкция относительно прочная, но сложная, потому и требует тонкой настройки и периодических длительных манипуляций. При низких температурах могут наблюдаться проблемы. Если вы планируете кататься с рюкзаком за плечами или сами весите немало, то воздушно-масляные вилки подойдут вам оптимально. Воздушно-масляные вилки ставятся на байки среднего и высокого уровня, но комфорт в движении стоит ценников от тридцати тысяч.

Пружинно-масляные вилки — вершина эволюции передней амортизации. Это самые дорогие и самые качественные амортизационные системы, в которых применяются стальные пружины и масляный картридж. Соответственно, ставятся такие вилки на относительно дорогие (ну никак не ниже среднего класса) модели велосипедов. Эти вилки благодаря высокой степени надежности, запасу прочности и амортизационным свойствам прекрасно подходят для самого агрессивного стиля катания.

В характеристиках велосипедов вам может встретится значение хода вилки. Особого внимания этот параметр при выборе собранного байка не требует, потому как производитель комплектует модель амортизационной системой, подходящей типу велосипеда. Короче (до 40 мм) ход вилок у городских велосипедов и круизеров, средний (до 100 мм) — у горных, кросскантрийных, туристических, длинный (до 200 мм, а в редких случаях и до 300 мм) — у хороших даунхиллов.

Передние амортизационные вилки к велосипеду не прикручиваются намертво. В любой момент при наличии энной суммы денег, прямых рук и хорошего сервиса вилку вам могут заменить на более продвинутую.

к содержанию ↑

Тише едешь — дальше будешь? или Что нужно знать о переключении скоростей

Символ современного байка — переключатель скоростей. Как правило, большинство желающих приобрести велосипед ориентируются на количество возможных передач, считая, что чем их больше — тем лучше. В теории оно, конечно, так — появляется возможность переключать передачи, что обеспечивает высокую скорость и совершенную проходимость велосипеда без значительных физических нагрузок. Но тридцать (сегодня максимально для массового сегмента) скоростей, если вы не профессиональный спортсмен, а любитель, в большинстве случаев вам не пригодятся, потому гнаться за количеством не стоит. 21 или 24-скоростной велик прекрасно справится с любыми задачами, за исключением разве что откровенного экстрима. Еще один любопытный момент: малое количество передач у модели свидетельствует о том, что вам продают устаревший морально байк. 18-скоростные и 21-скоростные дешевые модели уступают 24-скоростным и выше не в отношении скоростей, а в отношении других свойств, к примеру, материалов рамы и ободов.

С оборудованием тоже все относительно просто: чем выше класс, тем выше стоимость. Начальный уровень предполагает экономию на качестве и прочности, профессиональный — разорение на долговечности. Однако для неспешного катания вполне подойдет и Tourney от Shimano, которой комплектуются практически все бюджетные велосипеды. Разницы непосредственно в ощущениях вы не заметите. Консультанты обычно пугают, что оборудование низшего класса сломается после первых трех километров, однако все зависит от стиля катания. Стоит ли тратить деньги, если велику предстоит пробегаться по асфальту пару часов в выходные дни? Впрочем, даже если сломалось — трансмиссия всегда заменяема, и комплектующие есть в наличии в любом велосервисе или веломагазине. Оно и рассчитано на поломки — пусть лучше ломается навеска, чем рама или велосипедист.

А вот на что стоит обратить внимание — непосредственно манетки переключателей передач, то есть то, что находится на руле и чем мы пользуемся, гоняя скорости. Есть два варианта — триггеры и грипшифты (см. картинки ниже), и выбор того или иного — дело исключительно вкуса и личного удобства. Триггеры представляют собой рычажки, грипшифты — кольцевые переключатели. Для кого-то может быть критична разница в весе (триггеры чуть тяжелее), для кого-то — в занимаемом месте на руле (грипшифты экономичнее), для кого-то — в цене (бюджетные модели почти всегда комплектуются грипшифтами). Однако самое главное — эргономика, и здесь уже не работают никакие законы. Как правило, новичкам разобраться с грипшифтами легче, и путаницы в процессе переключения меньше. Зато триггеры в дождливую погоду не скользят под пальцами, и случайное переключение передач с ними происходит гораздо реже. Грипшиферы же, особенно дешевые, имеют обыкновение прокручиваться, проскакивая передачи, так что оборудование изнашивается значительно.

Триггер переключения скоростей Грипшифт для переключения скоростей к содержанию ↑

Ну и тормоз! или Какие бывают тормоза

Еще один важнейший узел системы — тормоза. При выборе велосипеда вам встретятся три варианта: ободные, дисковые механические и дисковые гидравлические. Практически все модели байков бюджетного и среднеценового сегмента комплектуются ободными тормозами типа V-brake, или вибрейками. Принцип их работы заключается в сжатии обода колеса тормозными колодками до его полной остановки. Несмотря на дешевизну, такой вид тормозной системы остается популярным в любом классе велосипедов, потому как обладает рядом неоспоримых достоинств: легкостью, нетребовательностью и копеечными компонентами. Считается, что сцепление поверхностей у этих тормозов хуже, чем у дисковых, но заметно это (а ведь чистая физика, ничего личного) разве что при гашении огромных скоростей и экстремальном катании. Если вы ничем подобным заниматься не собираетесь — вибрейков хватит за глаза. Правда, по грязи погонять с такими тормозами — дело опасное. Засорились колодки, испачкался обод — и летим без тормозов. Запас прочности у них довольно высок, и по мере эксплуатации требуют замены разве что тормозные колодки из абразивного материала. Ну и еще, конечно, внимания требует тормозной тросик и его рубашка. Это действительно мелочи.

Ободные велосипедные тормоза

Дисковые тормоза сжимают колодками не обод, а диск колеса, к которому крепится втулка. Таким тормозам не страшны загрязнения, так что ставят их на “внедорожники”. Требуют они меньше усилий при нажатии на ручки тормоза. Механические дисковые тормоза управляются при помощи стального троса, гидравлические — гидравлической системы. Стоят последние очень недешево, требуют постоянного обслуживания, так что новичкам их обычно не предлагают.

Дисковые велосипедные тормоза к содержанию ↑

Подумать и взвесить, или Общие вопросы выбора велосипеда

В принципе, основные технические критерии выбора мы уже определили. Осталось упомянуть об общих моментах, играющих на вторых ролях, но все же значимых. Так, выбирая велосипед, стоит стремиться к минимуму веса, потому как порой придется меняться с ним местами: не вы в седле, а он на вас. Восемнадцать кг — это действительно тяжело, и с каждым метром будет все тяжелее. Горки позволят почувствовать каждый килограмм. Пятнадцать кг — средний вес, и гнаться за его снижением уже не стоит, хотя посматривать в сторону более легких моделей можно. Вес велосипеда в первую очередь зависит от материалов, из которых сварена рама. Стальная — тяжелая, но неубиваемая. Погнуть ее невозможно, сломать — тем более. Алюминиевые сплавы намного легче, но менее прочные. Карбон и легок, и прочен, но дорог. Многое зависит и от веса велосипедиста: при сотне кг живого тела в седле плюс-минус пара кг на раме не имеет значения.

Унисекс прокрался во все сферы, и велосипеды, раньше четко разделяющиеся по половым признакам рамы на мужские и женские, стали общими. Границы стираются, но рамы-то остаются! Чисто мужские модели — те, что с горизонтальной высокой трубой. Ездить на них не возбраняется и женщинам, только в юбке вскидывать ногу неудобно. Чисто женские модели характеризуются очень заниженной рамой, так что садиться на седло можно спереди. Для юбок это оптимальный вариант. Слегка заниженная, скошенная рама — стиль унисекс, на котором одинаково комфортно и мужчинам, и женщинам. Такие рамы менее требовательны к росту велосипедиста и менее травмоопасны, потому мужчины все чаще предпочитают именно этот вариант.

Стоит запомнить каждому велосипедисту: колеса — материал расходный. Спицы гнутся и ломаются, обода бьются, камеры рвутся… Все зависит от условий и стиля катания. Потому выбирать собранный велосипед, ориентируясь на колеса, не следует. Впрочем, двойные (если повезет — и тройные) обода из алюминиевых сплавов — всегда хорошо. Удары они держат неплохо. Конечно, имеются в виду удары о камни, бордюры, корни, края выбоин, ибо столкновения с кирпичной стеной на высокой скорости никакой обод выдержать не сможет. Многим людям нравятся покрышки! Покрышки с глубоким протектором, шипами, широкие и толстые, напоминающие колеса вездехода… Так вот, купить велосипед вы можете с покрышками любыми, но в зависимости от трассы их будет лучше переобуть: для шоссе нужны мелкие и почти гладкие, например.

Багажник, крылья, седло, педали — это аксессуары. Бюджетные модели и городские велосипеды часто комплектуются дешевыми игрушками, которые потом все равно придется менять на более подходящие. Особенно это касается седла — неправильно подобранное, оно способно отравить жизнь и причинить ощутимый вред здоровью. А проверить, подходит ли вам седло, можно только в дороге. Пять километров пути покажут, кому на что садиться. Самая распространенная ошибка неофита — сразу менять стоковое седло на мягкое и широкое. Совсем не факт, что таковое будет комфортным именно для вас, ибо строение таза индивидуально. Словом, для начала попробуйте, а качественные аксессуары придут с накатом.

к содержанию ↑

Мы выбираем, нас выбирают… или Как выбрать велосипед по росту

Обо всем многообразии современных велосипедов вы имеете теперь хоть какое-то представление, и не растеряетесь от вопросов консультанта. Знаете, чего хотите? Выбрали модель? Осталось выбрать именно ваш велосипед. А его надо мерить. Важнейший параметр подбора байка — ростовка рамы. Эти значения в дюймах способны начисто лишить удовольствия от катания, если не совпадают с ростом велосипедиста. Размер рамы чуть менее важен для женских моделей и вариантов с заниженной верхней трубой, но все же стандарт примерно таков: 14, 15 и 16 дюймов — вариант подростковый, рассчитан на людей ростом до 160 см; 17 и 18 дюймов — средний рост, до 180 см, 19, 20, 21 и 22 дюйма — велосипеды для высоких. Двухподвесы меряются с половинками: 15,5 дюймов рассчитаны на низкорослых, 17,5 дюймов — на рост средний, 19,5 дюймов предназначены для высоких людей, 21,5 — для очень высоких. Столь приблизительные определения обусловлены низкими рамами двухподвесов.

Разные производители пишут разные ростовки рам, и замерять их линейкой в голову никому не приходит. Гораздо правильнее и надежнее выбрать понравившийся велосипед по росту — просто примерить его, как одежду. Если встать на полную стопу над рамой, имитируя положение соскочившего велосипедиста, то между верхней трубой и промежностью должна проходить ладонь (это около десяти см, ладони-то разные), для моделей с заниженной рамой можно уступить пару см. Если это условие выполнено, то следующий этап — сесть на седло и поставить ноги на педали. В самом нижнем положении нога должна касаться пяткой платформы и быть немного согнута в колене. Отрегулировать положение поможет поднятие седла, если таковое возможно. Слишком согнутая нога с упором в нижней точке свидетельствует о том, что распрямляться во время движения не будет, значит, нагрузка на сустав колена возрастет. Полностью прямая нога в таком положении означает неустойчивость при движении. Если настройка высоты седла не помогает — попробуйте другую модель, потому как этот байк вас не хочет.

к содержанию ↑

Тяжеловесам на заметку или Велосипеды для полных

Велосипед сегодня — и роскошь, и средство передвижения, и способ получения чистого удовольствия. И, конечно, спортивный снаряд. Миллионы мужчин и женщин во всем мире стремятся сбросить вес и поддерживать форму, и не в последнюю очередь при помощи велосипеда. Кроме того, велосипедные прогулки и поездки — отличный способ привести в норму сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Но хорошо это делать тем, кто катался с детских лет и не переставал, а вот как быть далеко не юным уже новичкам, которые вроде и умеют кататься, но последний раз делали это летом перед третьим классом? Плюс еще желающие привести себя в форму часто имеют проблемы с лишним весом. Последнее обстоятельство отпугивает от велосипеда людей болезненно полных и просто крупногабаритных. Им кажется, что велик под ними развалится, погнется, а окружающие будут тыкать пальцами.

И совершенно зря! В Европе и США уже пользуются популярностью велосипеды для полных — прочные и трехколесные. У нас же корпулентные леди и немаленькие господа стесняются обратиться к консультантам, опасаясь отказа, хотя с каждым годом ищущих байк для крупных седоков становится все больше — польза и удовольствие очевидны. Так как группа многочисленная и требования ее специфичные, можно говорить о проблеме выбора велосипеда для полных. И не так страшен байк, оказывается.

Также часто консультанты в магазинах рекомендуют для полных людей модели, изначально предназначенные для экстремального использования. В них запас прочности существенно выше, благодаря усилениям в раме, рассчитанным на более существенные нагрузки. Если такой велосипед выдерживает прыжки, недолеты, жесткие приземления, то проблем с эксплуатацией в обычном режиме человеком с большим весом быть не должно.

Пример подобной модели – CRONUS Punky 2.0

С ростовкой никаких проблем нет, разве что подыскать максимум для очень высоких в наших магазинах непросто. Но есть интернет, объединяющий континенты. Стоит заметить, что большим людям не стоит идти на компромиссы и соглашаться на размер рамы меньше, чем нужно или, надеясь на запас прочности, больше, чем нужно. Лучше поискать подольше, но найти велосипед, подходящий именно вам. Большому человеку приходится выдерживать значительные нагрузки, поэтому добавлять к ним борьбу с некомфортным велосипедом — совершенно лишнее.

Для весовой категории до 90 кг подходят абсолютно все модели велосипедов, кроме разве что шоссейников с ультралегкими рамами. На них обычно и не смотрят те, кто хочет просто кататься. Весовая категория от 90 до 130 кг — дело серьезнее, и здесь не стоит смотреть в сторону двухподвесов, легкорамных городских моделей, складных вариантов и ВМХ. Ваш выбор в этом случае — хороший хардтейл или ригид с карбоновой или стальной рамой. В амортизационной передней вилки низшего класса нет необходимости, потому как под большим весом велосипедиста амортизаторы работать не будут. Воздушно-масляная вилка — отличный выбор для постоянных спортивных занятий, а для периодических покатушек жесткая вилка вполне устроит даже крупногабаритного наездника. Обратите внимание на туристические велосипеды, рассчитанные на серьезные нагрузки.

Навесное оборудование, в принципе, вес велосипедиста не принимает. Конечно, тяжелый байк, сниженный уровень маневренности под тяжелым весом обязывает трансмиссию соответствовать среднему или высокому уровню, но для начала подойдет и разумный минимум. Тормозная система предпочтительнее дисковая, потому как тяжелый транспорт по инерции способен двигаться долго, если прижимать обод.

Узкие колеса для больших велосипедистов никак не подходят. С серьезным весом стоит забыть о высоких скоростях — все равно даже на ровном месте не разогнаться. Так что узкие колеса ни к чему, а широкие все же прочнее и проходимость у них выше. Следует сразу уяснить, что обода, камеры и покрышки при интенсивном катании будут под вами гореть, и заложить в расходы статью “на колеса”. Обода всегда должны быть качественными, двойными или тройными, рассчитанными на увеличенное количество спиц. Такие придется менять не после каждой поездки, а раз в месяц, например. Для высоких и крупных прекрасно подойдут найнеры — велосипеды с колесами на 29 дюймов. На таких, кстати, даже самые габаритные люди смотрятся органично.

Если же вес велосипедиста превышает 130 кг, то ему заниматься велоспортом следует с осторожностью. Стоит рассмотреть предложенные горные велосипеды высокого класса, предназначенные для преодоления самых сложных участков. Если же общение с велосипедом ограничивается только транспортной необходимостью, то смело стоит брать грузовой велик. Он спокойно примет на себя большой вес, пройдет по относительно ровным дорогам, не подведет в самый ответственный момент. К тому же грузовые байки комфортны. Получить удовольствие от поездки можно в любом случае, кроме тех, когда велосипед сам едет на вас.

3-колесный грузовой велосипед к содержанию ↑

Хорошей дороги на правильных колесах!

И последнее. Выбирая велосипед, прислушиваясь или игнорируя советы, всегда помните о правиле “необходимо и достаточно”. Как бы ни привлекали внимание дизайн, конструкция, характеристики и похвалы продавца — спросите себя, надо ли вам все это и как вы будете это использовать. Разница огромная между дачной поездкой и ежедневным триалом, и выбор только за вами — вы лучше всех представляете, что за подвиги будете свершать на железном коне.

Приобретайте велосипед в специализированном магазине, у которого есть собственный сервис. Купленный на рынке или в супермаркете красивый байк с яркими наклейками может начать разваливаться сразу, и запчасти на чудо неизвестной промышленности найти не удастся, хотя они практически все универсальны. Гнаться за брендами не стоит: в России не так много раскрученных, и вам может попасться хороший, но в нашей стране малоизвестный. Узнайте у продавца о сервис-центре, который будет вас обслуживать. Не слушайте друзей и знакомых, расхваливающих одних производителей и ругающих других. Классы велосипедов существуют разные, и сравнивать модель за 4 тысячи рублей с моделью на сто тысяч дороже — дело пустое.

Окончательно разобраться с типом велосипеда, своими предпочтениями и бюджетом помогут крупные магазины и сайты производителей. Просто походите по каталогу, посмотрите на цены, внешний вид, описания. Отзывы не читайте – половина отзывов в интернете пишутся самими продавцами. Некоторые сайты имеют удобные фильтры, которые облегчат вам муки выбора. Например, что-то подобное: http://www.cronusbike.ru/about/vybrat_prosto/

Главное — настройтесь на велосипедную волну и жмите на педали. Четыре колеса такого удовольствия не обеспечат!

thedifference.ru


Смотрите также